Только важное и интересное — в нашем Twitter
Новости партнеров

Искусство щупать слона

Отчет с конференции ″РИФ+КИБ″

В подмосковном пансионате ″Лесные дали″ с 21 по 24 апреля прошла объединенная конференция ″РИФ+КИБ″ - главное мероприятие в Рунете в 2009 году. На него приехали свыше шести тысяч человек, которые пытались понять, как выглядит интернет-рынок.

Не один десяток статей начинается притчей о слепых мудрецах, которые пытаются ощупать слона и у каждого получается разное - ухо похоже на опахало, нога на колонну, хвост на змею. Но никогда эта притча не воплощалась в жизнь так точно, как это было на конференции.

Метафорический слон КИБоРИФа - это, конечно, рынок, а мудрецы - аналитики, ощущающие стремительно приближающийся кризис. Чтобы понять, как от него увернуться, надо сначала разобраться в том, что из себя представляет рынок. На конференции с поразительной ясностью выяснилось - о рынке никто ничего не знает.

Взять, например, самый простой показатель - число пользователей интернета в России, которых не могут счесть уже пару лет. Ситуация тут настолько безнадежная, что главными источниками информации выступают первые лица государства. Так, президент Дмитрий Медведев еще в 2008 году насчитал 40 миллионов рунетчиков, а премьер-министр Путин в 2009 - 50 миллионов.

Организаторы и сами признаются, что не понимают, откуда берутся такие оценки. По их данным, к 2009 году интернетом пользовались более 40 миллионов человек, а активно - минимум раз в неделю - лишь 30 миллионов. Действительно, 42 миллиона - это осенняя оценка аудитории Рунета фондом ″Общественное мнение″. Она охватывает всех граждан старше 12 лет, которые хотя бы раз в полгода заходят в Рунет.

Одни из самых авторитетных (по крайней мере, для крупных рекламодателей) щупальщиков слонов, TNS Gallup, оценивают месячную интернет-аудиторию в возрасте от 12 до 55 лет в 27-28 миллионов человек (для сравнения, ФОМ - в 38,5 миллиона).

Кстати, суточную аудиторию Рунета ФОМ оценивает в 20,8 миллиона человек, а, скажем, Rambler TOP100 - всего в 13,9 миллиона. Какими цифрами ни пользуйся, везде получается разброс в 10-20 миллионов человек. Так себе точность.

Непонятна и ситуация с интернет-рекламой. Организаторы сдержанно говорят, что ″в целом прогноз позитивный″. Лев Глейзер из Яндекса предположил, что рост составит около 20 процентов, ведь раньше реклама росла и на 70.

Пессимистичнее других выступил Арсен Ревазов. Он повторил свой прогноз о масштабном сокращении рынка. Единственным положительным пунктом его предсказания было то, что расходы на рекламу в интернете будут падать медленнее, чем в других сегментах рынка. Особое внимание он обратил на осень, которая, по его мнению, станет временем массового невозврата кредитов банкам, а значит, и временем ужесточения кризиса.

Более того, чаще всего позитивные прогнозы выдаются в рублевом исчислении. При произошедшем недавно изменении курса вполне может оказаться, что рублевый ″плюс″ является долларовым ″минусом″.

Точность прогнозов здесь примерно такая же, как и в случае с числом рунетчиков: от сокращения на 10 и более процентов до роста на 20 процентов. Бивень ли, хвост ли, хобот ли - неизвестно.

Лишь немногие мудрецы интересуются блогосферой Рунета. Фактически, этим занимается только Яндекс, который насчитал 8,5 миллиона русскоязычных блогов. К сожалению, сама по себе эта цифра мало что значит, так как активных из них - лишь 12 процентов. Речь идет о примерно миллионе хотя бы изредка обновляющихся дневников. К сожалению, сравнить эти данные можно только с теми же исследованиями Яндекса - больше блогосферой никто регулярно не занимается.

В одной из самых перспективных отраслей, мобильном интернете, тоже царит разброд и шатание. Spylog утверждает, что в среднем в сутки в начале апреля фиксировалось до 450 тысяч мобильных пользователей.

Те же данные по LiveInternet показывают, что мобильных посетителей (с устройствами с разрешением 240 на 320 пикселей) в сутки насчитывается более полутора миллионов. Если же считать посетителей с браузером Opera Mini, получится свыше 1,7 миллиона.

Но этим данным тоже слепо доверять нельзя. На конференции компания Opera Software представила два очень интересных графика, касающихся рынка веб-браузеров. Позднее выяснилось, что взлеты на графиках в обоих случаях были вызваны некорректной обработкой данных, а на деле рост шел плавнее. На одном из графиков - информация как раз c LiveInternet.

Во многом эта конференция повторяла предыдущую. Так, до сих пор никто не знает, как монетизировать видеоконтент; рунетчики противятся государственным инициативам в Сети; к монетизации социальных сетей только приступили; клиентам снова объясняют, что такое продвижение в социальных медиа; ведется бесполезная борьба с пиратством.

Иногда участники индустрии обходятся почти без измерений. Например, представители интернет-СМИ на РИФоКИБе показали проект правил, которые помогут бороться с несанкционированными перепечатками новостей и других материалов.

Это очень интересный документ, который фактически запрещает любые перепечатки без договора и даже ставят под сомнение этичность публикации материала в чьем-либо блоге. Авторы правил привели только одну оценку (но какую!) - нелегально перепечатанный всеми материал эквивалентен упущенной выгоде в 50 тысяч долларов. Одну площадку при этом собираются штрафовать не более чем на 20 тысяч рублей за каждый из таких материалов.

К сожалению, общая картинка не складывается и здесь - ведь проще всего будет получить компенсацию не с тысяч пользователей, которые и не задумываются о юридических особенностях копипаста, а с площадок. Если сотни и тысячи перепечаток умножить даже на вторую из приведенных выше цифр, будет за что бороться.

Наука подглядывания

Если снова обратиться к притче, можно заметить, что аналитики вовсе не слепые. Просто у каждого из них есть свои интересы, которые и указывают им, что нужно видеть в кризис при ощупывании слона - подъем ли это или падение рынка, большая ли аудитория или маленькая, нужные законодательные инициативы или не очень.

При этом самому кризису совершенно безразлично, что думают о нем аналитики. Он действует по известной антипритче:

Несколько слепых слонов решили на практике проверить, что собой представляют люди. Первый потрогал человека и заявил, что люди плоские. Другие, потрогав, согласились с первым.