Чмоке, Сталин

Впечатления от игры "Сталин против марсиан"

В новой игре студии Dreamlore советские солдаты разговаривают на английском языке с жутким акцентом и ходят в атаку под гимн Советского Союза, враги выглядят как существа, порожденные напившимися до белой горячки диснеевскими художниками, а в качестве музыкального сопровождения из колонок нещадно долбит трэш-метал вперемежку с каким-то совершенно диким диско. Все это объединено названием "Сталин против марсиан", которое как нельзя лучше подходит творящимся на экране безумствам.

Сибирь, лето 1942 года. Неожиданно, можно даже сказать, внезапно в лесах высаживаются марсиане и тут же начинают безобразничать. Узнав о нашествии инопланетных захватчиков, Иосиф Виссарионович Сталин берет ситуацию под личный контроль и отправляет в Сибирь войска. Сюжетная завязка звучит как полный бред, и разработчики, в общем-то, с этим согласны. Да и какой к черту сюжет, когда на экране танки утюжат зеленых мультяшек?

Если без шуток, то "Сталин против марсиан" представляет собой довольно примитивную стратегию в реальном времени. Разработчики намеренно отказались от большинства игровых элементов, использование которых считается хорошим тоном в современных RTS. Здесь не нужно строить базы, добывать ресурсы, заниматься микроменеджментом или налаживать дипломатические отношения с другими противоборствующими сторонами.

Игровой процесс "Сталина" незамысловат: геймеру выделяют небольшой отряд и дают ему простое задание, вроде "Защити деревню!". Через несколько секунд советским войскам уже приходится сдерживать натиск марсиан. Выполнили задание? Получите следующее - отправьтесь на другой конец карты и уничтожьте там кого-нибудь. И здесь успех? Отлично, миссия выполнена, можно перейти на новую карту. Если зеленые человечки существенно потрепали советский отряд, можно в любой момент вызвать подкрепление. Были бы деньги.

Деньги, к слову, выпадают из поверженных врагов в виде монеток, как в старых двухмерных платформерах для восьми- и шестнадцатибитных приставок. Они, собственно, и заменяют все ресурсы в игре. На деньги можно купить танки, зенитные установки, вызвать пехоту. Также можно потратить средства на различные спецприемы, вроде уже упомянутого гимна СССР. Присутствуют также монетки, которые могут подлечить какой-нибудь персонаж или наделить его дополнительными способностями (увеличить скорость или силу атаки, например). К стратегии в реальном времени все эти "пауэр-апы" и беготня по карте не имеют практически никакого отношения. Хотя тех, кто будет играть в "Сталина против марсиан", это вряд ли волнует.

Основную ставку разработчики сделали на весьма специфичный юмор. Перед каждой миссией вождь в письменном виде обращается к геймерам, причем эти брифинги написаны таким безграмотным языком, словно текст переводили с английского при помощи автоматического переводчика (скорее всего, так и было). Советские солдаты изъясняются бессмысленными фразами вроде "My name's Ivan, I like you" или "Водка, репка, огурец". Пучеглазые марсиане (по словам самих разработчиков - пародия на персонажей из игр компании Nintendo) стреляют сгустками энергии под звуки "пиу, пиу". Общий уровень безвкусного петросянства зашкаливает уже на первых миссиях.

При ином стечении обстоятельств "Сталина" можно было бы назвать тонким стебом над прошлогодней Command & Conquer: Red Alert 3 с боевыми медведями и трэшевыми сюжетными заставками. Можно было бы. Вот только безобразие под названием "Сталин против марсиан" создано на движке восьмилетней (в лучшем случае) давности, нещадно и непредсказуемо тормозит на мощных компьютерах, а время от времени попросту вылетает. Поэтому по качеству оно плетется далеко позади стратегии Electronic Arts. Конечно, бюджеты у этих игр не сопоставимы, но все же в Dreamlore могли бы постараться и сделать так, чтобы их проект после установки хотя бы запускался без плясок с бубном вокруг компьютера.

Вывод очевиден: "Сталин против марсиан" - плохая игра. В студии Dreamlore работают умные пиарщики, но совершенно посредственные разработчики. Понятно, что они ставили перед собой цель создать именно несерьезную пародию. Или, как сообщается на официальном сайте игры, "правильный и очень мозговитый русский китч". Правда, в Dreamlore не учли одну небольшую тонкость - отечественный геймдев в большинстве случаев сам по себе является пародией. Есть, конечно, исключения, но сколько подобных наберется хотя бы в пятилетку? Поэтому на всем этом фоне "Сталин" выглядит не как шутка для тех, кто в теме, а как суровая правда жизни.

C большой натяжкой игру можно отнести к категории так называемых постыдных удовольствий. Когда при взгляде на экран можно усмехнуться, но при этом чувствуешь, что все-таки это как-то ниже собственного достоинства. Хотя мы не беремся судить за всех - людям с определенным складом ума и чувством юмора "Сталин против марсиан" наверняка придется по вкусу.

Курс на полную шизофрению Dreamlore наверняка продолжит в своем следующем проекте. В настоящий момент студия работает над игрой "Евгений Онегин". В стиле аниме и с ожившими мертвецами. Когда слышишь такое, невольно возникает мысль - может, Dreamlore все же ограничится написанием пресс-релизов и созданием промо-сайтов? По крайней мере, в этом им в российской игровой индустрии нет равных.

P.S. Западная пресса "Сталину против марсиан" не дала ни единого шанса. Портал IGN поставил игре 2 балла из 10 возможных, а GameSpot ограничился оценкой в 1,5 балла, назвав творение Dreamlore "возможно, худшей стратегией в реальном времени из когда-либо созданных". Из очевидных плюсов проекта называется лишь танцующий Сталин. Интересно, что по мнению одного из сотрудников Ленты.Ру, пляски вождя способны перевесить любые недостатки игры.