Туда и обратно

Ученые гадают о происхождении индонезийских "хоббитов"

Реконструкция внешности H. floresiensis, сделанная по найденному скелету
Изображение: Peter Schouten

Современные люди очень трепетно относятся к своим родственникам. Каждая находка останков древних представителей рода Homo становится маленьким событием в палеонтологии. Крошечные люди с индонезийского острова Флорес не стали исключением. Но первоначальный экстаз быстро поутих под напором критических доводов. За пять лет, прошедших с момента обнаружения древних костей, "хоббитов" несколько раз признавали или не признавали новым видом.

2003-2004 годы. Открытие

Впервые слово "хоббит" стало употребляться не только для обозначения героев книг Толкиена в 2004 году. В пещере Льян Буа на индонезийском острове Флорес антропологи Майкл Морвуд (Michael Morwood) и Питер Браун (Peter Brown) вместе с коллегами обнаружили останки двух человекоподобных особей. Одно существо женского пола сохранилось почти полностью, от второго осталась только челюстная кость. Позже были найдены останки еще семерых островитян. В своей статье в журнале Nature авторы причислили все находки к новому виду рода Homo - Homo floresiensis (человек флоресский). Возраст костей был оценен в 18 тысяч лет.

Видовым названием "хоббиты" обязаны острову, где были обнаружены кости. А прозвище закрепилось за H. floresiensis из-за их маленького роста - всего один метр. По объему мозга - от 380 до 417 кубических сантиметров - хоббиты заметно уступали людям. Мозг таких размеров характерен для вымерших предков людей австралопитеков или же современных родственников человека - шимпанзе.

По мнению Морвуда и соавторов, H. floresiensis все же были ближе к людям, чем к обезьянам. Исследователи предположили, что "хоббиты" являлись измельчавшими потомками Homo erectus - человека прямоходящего.

2005 год. Детективная микроцефалия

Вскоре после публикации работы об открытии нового вида человека в Nature индонезийский ученый Тейку Джакоб (Teuku Jacob) заявил, что не согласен с ее выводами. По мнению индонезийца, "хоббиты" не являлись отдельным видом, а были Homo sapiens, страдающими от наследственного заболевания под названием микроцефалия. Эта болезнь приводит к существенному снижению объема мозга и сопровождается отставанием в интеллектуальном и физическом развитии.

Чтобы получить фактические доказательства своей теории, Джакоб вывез найденные останки "хоббитов" из Национального исследовательского археологического центра в Джакарте на остров Ява, где в то время работал. Этот поступок вызвал крайне негативную реакцию у палеонтологов, и через несколько месяцев Джакоб вернул останки. Кости оказались сильно повреждены, часть из них была сломана и затем грубо склеена. Авторы находки обвинили ученого в том, что ради утверждения собственного мнения он необратимо повредил экспонаты. Сам Джакоб до конца жизни отрицал свою причастность к порче останков.

Противники теории микроцефалии отмечают, что больные с этим заболеванием обычно не доживают до зрелого возраста. Тем более странно себе представить целое поселение умственно отсталых карликов. Некоторые "микроцефалисты" возражают, что болезнь могла присутствовать только у "хозяйки" полностью сохранившегося скелета, а остальные обитатели острова Флорес были здоровы. Этот довод не объясняет маленький размер обнаруженных останков других "хоббитов".

Как бы то ни было, но индонезийский палеоантрополог опубликовал статью в журнале PNAS, а его гипотеза о "хоббитах"-микроцефалах приобрела немало сторонников.

Практически одновременно с работой Джакоба было опубликовано исследование американца Дина Фалька (Dean Falk) и его коллег из Австралии и Индонезии. С помощью компьютера ученые смоделировали мозг H. floresiensis и сравнили его характеристики с характеристиками мозга пигмеев, микроцефалов, человекообразных обезьян, а также австралопитеков и H. erectus (в последних двух случаях ученые также опирались на модели). Авторы заключили, что, несмотря на скромный объем, мозг "хоббитов" больше всего напоминает мозг человека прямоходящего. Впрочем, спустя полгода выводы Фалька и коллег были опровергнуты сторонниками теории микроцефалии.

2006 год. Здоров

Если до сих пор основными участниками дискуссии о происхождении "хоббитов" были "микроцефалисты", то в 2006 году активизировались сторонники теории о новом виде. Одна за другой появились несколько их работ (краткий обзор в формате pdf, опубликованный в журнале Science, можно скачать здесь).

Одна из групп под руководством Сюзан Ларсон (Susan Larson) из Университета штата Нью-Йорк анализировала строение плечевой кости H. floresiensis и ее расположение относительно локтевого сустава. Анатомия "хоббитов" в этом месте отличается от анатомии H. sapiens, но зато напоминает строение плеча H. erectus. Другая группа исследователей "породнила" флоресских людей с людьми прямоходящими на основании анализа тазовых костей (именно они были особенно сильно повреждены во время эпизода с перемещением останков). Ранее несколько исследовательских коллективов доказывало, что таз "хоббита" больше всего напоминает таз австралопитека.

2007 год. Все еще отдельный вид

По мере того, как исследователи находили все новые доказательства сходства H. floresiensis с H. erectus, теория о микроцефалии становилась все менее популярной. В 2007 году исследователи во главе с Мэттью Точери (Matthew Tocheri) внимательно изучили кости запястья "хоббитов". Они описали множество примитивных характеристик, которые отсутствуют в запястьях H. sapiens и некоторое время соседствовавших с ними неандертальцев. По мнению авторов, руки "хоббитов" происходят от общего предка этих видов, который жил намного раньше.

2008 год. Все сразу

В начале 2008 года исследователи вновь обратились к теории о больных людях. На сей раз островитян поразил кретинизм, вызванный йододефицитом. Ученые поставили "хоббитам" диагноз на основании таких анатомических признаков, как короткие конечности, маленький рост и увеличенный размер турецкого седла - углубления в теле клиновидной кости черепа человека, напоминающего по форме седло.

Работа была с недоверием встречена научным сообществом. Часть экспертов назвала выводы исследователей бездоказательными. Другие и вовсе обвинили авторов в спекуляции.

В конце года антропологи вновь склонились к идее разделения H. floresiensis и H. sapiens на разные виды. Уменьшив и сравнив при помощи компьютерной программы черепа различных гоминид, современных людей и "хоббитов", ученые заключили, что флоресский человек на человека разумного не похож. По мнению авторов, древние жители острова Флорес отделились от H. erectus.

2009 год. Снова отдельный вид

Авторы одной из работ, опубликованной в 2009 году, обратились к пока еще плохо изученным частям тела "хоббитов" - ногам. Они выяснили, что ноги H. floresiensis были похожи на конечности толкиеновских хоббитов - их стопы были непропорционально длинными. Кроме того, по своему строению стопы островитян были ближе даже не к человеку прямоходящему, а к более древнему человеку умелому Homo habilis.

Другая группа исследователей решила взглянуть на проблему "хоббитов" с точки зрения эволюции. Обитавшие изолированно от других видов H. floresiensis должны попадать под действие так называемого островного правила. Оно было сформулировано в 1964 году Джоном Бристолем Фостером (John Bristol Foster). Правило Фостера гласит, что направление и скорость изменения размера в ходе эволюции определяется изначальным размером особей данного вида. Большие млекопитающие уменьшаются (в частности, ради экономии пищи), маленькие - увеличиваются (в частности, за счет благоприятных условий: отсутствия хищников).

Авторы нового исследования показали, что маленькая голова "хоббитов" является не следствием болезни, а результатом работы островного правила. Интересно, что двумя годами ранее другой коллектив ученых опроверг идею об островной эволюции H. floresiensis.

2010 год - далее везде

Количество работ, посвященных "хоббитам" с острова Флорес, неуклонно растет. Ученые устанавливают все больше фактов о живших 18 тысяч лет назад маленьких островитянах, однако их происхождение по-прежнему остается загадкой. В палеонтологии редко удается обнаружить артефакты, однозначно доказывающие какую-либо теорию. Так что в ближайшем будущем можно ожидать новых баталий.

С братским приветом
В убийстве Ким Чен Нама официально обвинили Пхеньян
TEHRAN, Nov. 19, 2015 (Xinhua) -- Iranian engineers work at the South Pars gas field at the southern Iranian port of Assalouyeh, Iran, Nov. 19, 2015. The South Pars/North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. The South Pars or North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. It is one of the world's largest gas fields, shared between Iran and Qatar. (Xinhua/Ahmad Halabisaz) (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)
Photographer: © Ahmad HalabisazПризрачная угроза
Сможет ли иранский газ бросить вызов интересам России?
Самый лучший президент
Американские историки составили список наиболее успешных руководителей страны
Фантастическая четверка
Люди со сверхъестественными способностями помогут ученым победить болезни
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
«Местные со мной два года не здоровались»
История программистки из Москвы, переехавшей в итальянские Альпы
Я не знаю, как она это делает
Личный опыт: быть фитнес-звездой Instagram и многодетной матерью одновременно
Тест: автомобиль на льду. Газ в пол или выпрыгиваем?
Хитрый тест на знание базовых правил управления автомобилем на льду