Только важное и интересное — в нашем Twitter
Новости партнеров

19 лет суверенитета

Республика Саха (Якутия) отказалась от государственного суверенитета

17 июня депутаты Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) изменили конституцию республики. Из текста основного закона убраны положения о суверенитете и гражданстве Якутии. Решение было принято по требованию Конституционного суда России. Таким образом закончилась 19-летняя история существования независимого якутского государства.

Сколько могли – столько взяли

Декларация "О государственном суверенитете Якутской - Саха Советской Социалистической Республики" была принята 27 сентября 1990 года на второй сессии Верховного Совета Якутской АССР, меньше чем через месяц после того, председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин разрешил республикам брать столько суверенитета, сколько они смогут.

Закон 1991 года "О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики" определил право на гражданство республики, на создание собственной правовой системы, на собственное определение отношений республики с Россией, СССР и иностранными государствами. По закону республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй и государственный язык, а вмешиваться во внутренние дела республики стало невозможным без соглашения с Верховным Советом Якутии.

При этом часть полномочий создаваемых государственных органов республика согласилась передать органам власти РСФСР и СССР. Эти полномочия должны были определиться при заключении Федеративного и Союзного договоров. В октябре 1991 года был учрежден пост президента республики, первым президентом стал Михаил Николаев. Тогда же Якутская - Саха ССР была переименована в Республику Саха (Якутия).

4 апреля 1992 года Якутия приняла собственную конституцию, определяющую республику "суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение". В соответствии с конституцией президент республики имел право на формирование собственной армии, государство самостоятельно распоряжалось недрами и ресурсами, расположенными на его территории, а часть территории республики была закрыта для въезда жителей Российской Федерации.

Этот период, без преувеличений, можно назвать расцветом якутской государственности.

Виза для россиян

Через месяц после принятия конституции Верховный совет Якутии установил особый режим въезда, регистрации и пребывания в 11 (из 34) районах республики. Для въезда в район с особым режимом граждане, не являющиеся жителями республики, должны были иметь на руках пропуск, выданный на основании приглашения жителя Якутии или предприятия, зарегистрированного на территории закрытых районов.

Общая площадь районов с ограниченным для посторонних въездом составила, по данным журналиста Антона Кротова, 1,33 миллиона квадратных километров. Закрытыми оказались все северные и юго-восточные регионы Якутии. Нарушение визового режима грозило штрафом в размере 15 минимальных размеров оплаты труда и депортацией.

По данным Кротова, приведенным в книге "Автостопом по России", в 1993 году республиканский Конституционный суд объявил, что введение визового режима для граждан России является не ограничением права на свободу передвижения, закрепленного в Конституции Российской федерации, а механизмом реализации этого права.

Незаконная половина

Об излишней независимости государства в государстве Москва вспомнила только в 2000 году – с приходом к власти нового президента России Владимира Путина. 30 мая 2000 года Путин предложил региональным лидерам пересмотреть разграничение полномочий между Российской Федерацией и регионами.

Коммерсант писал тогда, что не менее половины статей местной конституции не соответствуют основному закону Российской Федерации.

При этом основной претензией федеральной власти к республике, как сообщала газета Ведомости, считалось право собственности Якутии на природные недра. "Ведомости" писали, что благодаря этому пункту республиканской конституции алмазодобывающая компания "АЛРОСА" ежегодно выплачивала правительству Якутии рентные платежи за использование месторождений алмазов.

Якутск подчинился требованиям центра, в начале 2001 года Михаил Николаев попросил депутатов рассмотреть более 80 статей республиканской конституции, не соответствующих Конституции России. Предполагалось, что поразить себя и свое государство в правах Николаев согласился в обмен на разрешение федерального центра выдвинуться на третий срок на приближающихся выборах главы Якутии.

Однако депутаты согласились рассмотреть только 29 статей. Заместитель начальника главного правового управления президента Якутии Светлана Охлопкова заявила тогда Коммерсанту, что игнорирование Николаева парламентом обусловлено "желанием некоторых депутатов, имеющих президентские амбиции, дестабилизировать ситуацию в республике".

3 мая 2001 года Верховный суд Якутии с четвертой попытки удовлетворил заявление республиканской прокуратуры, признав не соответствующими федеральному законодательству 67 статей конституции республики. Однако местные депутаты согласились убрать только положение о праве президента Якутии на формирование собственных вооруженных сил страны.

В 2001 году Михаила Николаева несколько раз пытались снять с выборов президента, после чего он отказался участвовать в выборной гонке самостоятельно.

Статус социального государства

13 января 2002 года президентом Якутии был избран бывший глава "АЛРОСА" Вячеслав Штыров. Штыров считался в республике ставленником Москвы. Однако 22 июля 2004 году он обратился к президенту, премьеру и председателям обеих палат парламента России с заявлением, в котором критиковались очередные распределения полномочий между Якутией и Россией – федеральный центр перенаправлял финансовые потоки внутри государства, отдав федеральному бюджету большую часть налоговых поступлений регионов, и взвалив на региональные бюджеты дополнительные обязательства по социальным выплатам населению.

Вместе со Штыровым под письмом к руководителям России подписались главы пяти регионов: Бурятии, Хабаровского края, Сахалинской и Магаданской областей и Корякского автономного округа и уполномоченные лица от глав Камчатской, Читинской и Амурской областей и Еврейской автономной области. В заявлении говорилось, что поправки к федеральному законодательству "отменяют заявленный в Конституции статус социального государства".

Общее сокращение доходной части подписавших под обращением субъектов Федерации должно было превысить 4 миллиарда рублей. Расходная часть региональных бюджетов увеличивалась на 19 миллиардов рублей. Однако письмо Москвой было проигнорировано.

Закон и порядок

Вскоре после подписания Штыровым обращения к Москве ряд федеральных СМИ начал обвинять президента Якутии в национализме, коррупции и нелояльности. Мелкие конфликты Якутска с Российской Федерацией продолжались несколько лет. Все это время из конституции Якутии предлагали исключить статьи о суверенитете. К 2009 году к конституции Якутии было принято более 50 поправок.

Последний бой республика дала 18 февраля 2009 года, когда депутаты Госсобрания вновь отказались исключать положение "О суверенитете республики" из основного закона, так как это положение было признано не противоречащим российской Конституции и не ограничивающим федеральный суверенитет.

8 июня 2009 года точку в деле о независимой Якутии поставил Конституционный суд России. Суд призвал республики Татарстан, Башкортостан, Тыву и Саха (Якутию) в кратчайшие сроки изъять из своих конституций положение о суверенитете. Через неделю, 17 июня Госсобрание республики согласилось пойти на этот шаг.

В борьбе за суверенитет Якутия никогда не шла на открытые столкновения с Москвой, ограничиваясь лишь судебными разбирательствами и тихим невыполнением федеральных постановлений. По всей видимости, сейчас такая борьба стала невозможной. Или региональные власти поняли, что с главным юристом России - президентом Дмитрием Медведевым в судах тягаться в любом случае не получится.