24 июня в Южной Осетии стало одним взрослым гражданином больше: президент республики Эдуард Кокойты вручил главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко югоосетинский паспорт. Главный санитарный врач России документ принял, назвав паспорт и медаль Почета "признанием" своих "очень скромных заслуг" перед жителями республики.
Как выяснилось позже, Геннадию Онищенко даже оформили прописку в центре Цхинвали. По сведениям газеты "Твой день", осетинский адрес главы Роспотребнадзора - улица Героев, дом 20. Это двухэтажный частный домик, где проживает сделавшая документы Онищенко паспортистка Салима Кокоева. Как уточняет издание, она приходится сестрой бывшему спикеру югоосетинского парламенту Тарзану Кокойты, но он, по всей видимости, узнал о новом соседе из средств массовой информации.
Журналисты успели побеседовать с новоиспеченной "соседкой" Онищенко, которая поведала, что рада возможности прописать в своем доме такого замечательного человека, и если он приедет погостить, выделит ему две комнаты или даже целый этаж. Рассчитывает ли семья Кокоевых на ответное гостеприимство в московском жилище Онищенко, не уточняется. Интернет-издание Life.ru уже опубликовало фотографии нового дома главного санитарного врача - добротного и с виду очень уютного.
После войны в Южной Осетии в августе 2008 года Онищенко действительно принимал самое активное участие в возвращении Цхинвали к нормальной жизни. В ходе вооруженного противостояния был поврежден водопровод, и жители города остались без питьевой воды. Тогда Роспотребнадзор привез в республику фильтры для воды и другие необходимые предметы на сумму более девяти миллионов рублей. Специалисты ведомства занимались всем сразу: от восстановления школ и проведения бесед с родителями несовершеннолетних до профилактики инфекционных заболеваний.
В общем, вручение Онищенко паспорта и медали стало, казалось бы, обычным жестом признательности, подобно традиционному преподнесению "ключей от города". Но не все отнеслись к этому легко: журналисты сразу вспомнили про положения закона "О государственной службе", согласно которым госслужащий обязан "сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства", да еще и "освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации".
Южная Осетия начала выдачу национальных паспортов еще в 2006 году, когда республика не была признана Россией в качестве независимого государства. В Южной Осетии долгое время имели хождение советские паспорта, которые жители республики не захотели менять на грузинские, а также российские, которые выдавались там на протяжении нескольких лет. Сообщалось, что в 2006 году получить паспорт было легко - это могли сделать даже иностранные журналисты, проявившие желание стать гражданами тогда еще непризнанной республики. Однако затем документы стали выдавать осторожнее - не в последнюю очередь для того, чтобы избежать подтасовок на местных выборах.
С одной стороны, получение Геннадием Онищенко нового паспорта противоречит букве закона и в теории может повлечь за собой отставку главного санитарного врача России. На практике же об этом не может быть и речи. Сам Онищенко прокомментировал ситуацию, пояснив, что не просил республику Южная Осетия предоставить ему гражданство и что паспорт и медаль стали просто оценкой его деятельности, а, значит, он может продолжать возглавлять Роспотребнадзор.
Неудивительно, что журналисты и блогеры попытались найти дополнительные причины симпатий Эдуарда Кокойты к Геннадию Онищенко. Санитарный врач известен как самый яростный борец с суррогатной "Боржоми" и грузинскими винами, которые он, впрочем, называет "спиртосодержащими растворами". Да и саму Грузию Онищенко еще в 2006 году охарактеризовал как "национально-территориальное образование, граничащее с Россией на юге и промышляющее производством спиртосодержащих растворов" - такая ирония могла прийтись по душе президенту Южной Осетии.
Припомнили Онищенко и давние слухи о том, что его ведомство благосклонно относилось к абхазским и югоосетинским сельскохозяйственным продуктам, в частности, мандаринам. В начале 2007 года на границе образовалась пробка из грузовиков с фруктами, которые предприниматели хотели продать в России, но не могли перевезти через границу. Осетины утверждали, что до этого целый год возили мандарины в Россию несмотря на уже действовавший запрет. Геннадий Онищенко же в интервью "Эху Москвы" рассказал, что ранее запрет никто не нарушал, а внезапно образовавшаяся на границе череда фур "попахивает серьезной провокацией".
Что ж, теперь Геннадию Онищенко придется быть вдвойне строгим по отношению к товарам из Южной Осетии - иначе в России его сразу упрекнут в использовании служебного положения в интересах другого государства.