В начале июля западных геймеров всколыхнула новость - социолог Дэвид Майерс настолько активно исследовал поведение подписчиков многопользовательской игры City of Heroes, что стал притчей во языцех. Его ненавидит чуть ли не каждый из 150 тысяч игроков, потому что профессор играет по правилам.
История созданного исследователем персонажа по имени Twixt читается как увлекательный рассказ, а не как 27-страничный академический документ. В своем эксперименте Майерс опирается на работу Гарольда Гарфинкеля "Исследования в этнометодологии". Труд Гарфинкеля посвящен изучению реакции людей на нарушение социальных норм.
К концу 2006 года, когда стартовал эксперимент, профессор Майерс был заядлым игроком в City of Heroes. Он познакомился с игрой еще в 2004 году, когда она только появилась на полках магазинов, и купил в 2005 году продолжение-дополнение City of Villains.
В City of Heroes/Villains каждый игрок становится супергероем или суперзлодеем. Он выбирает и развивает сверхспособности, увеличивает свое влияние (эквивалент денег) и "арестовывает" других игроков. Кроме того, геймеры, конечно, выполняют игровые задания и убивают различных противников.
Поле для экспериментов открылось с очередным обновлением, Recluse's Victory (RV). В игре появилось поле боя для игроков старших уровней - от сорокового до пятидесятого. Геймерам предлагалось захватывать несколько блиндажей и либо брать штурмом, либо защищать Paragon City - главный город игры.
К этому моменту City of Heroes уже была "взрослой" игрой. Многие геймеры прошли ее вдоль и поперек. Многие исследовали все зоны, убили всех монстров, выполнили все задания. Они расслабились.
Появились определенные социальные нормы. Герои и злодеи помогали друг другу убивать монстров. Друзья из враждующих лагерей встречались на поле боя, чтобы поговорить или поторговаться. Сама RV уже мало кого интересовала, и уж тем более никого не заботило буквальное соблюдение правил.
Twixt решил, что для нарушения социальных норм надо просто придерживаться правил, установленных разработчиками. Он ринулся на поле боя, в RV, - убивать. Персонаж профессора использовал телепортацию. Twixt стоял под охраной компьютерных союзников и притягивал игроков из противоположного лагеря к себе. Их тут же убивали.
Игроки сочли его стиль игры не только неправильным, но и подлым, как и любое убийство чужими руками. В их кодексе чести считалось существенным не телепортировать врагов в места скопления компьютерных противников.
Супергероя Twixt возненавидели. Раз за разом Twixt убивал врагов. Раз за разом он выигрывал схватки. Были дни, когда его убивали пару раз, или когда игроки двадцать раз одерживали верх. Даже в эти дни счет его выигрышей шел на сотни.
Ему стали писать угрозы. Ему ставили диагноз по переписке. Профессор собрал целую коллекцию однотипных призывов убить Twixt. Здесь, сейчас, вместе или поодиночке. В виртуальной жизни или в реальной.
Его выбросили из ассоциации супергероев, игнорировали, а поливали грязью так обильно, что он был вынужден отключить чат. На него писали жалобы. Требовали заблокировать учетную запись. Наконец, его подвергли остракизму.
То же самое повторялось на всех серверах, где появлялся Twixt. Более того, за его перемещениями начали следить. Волна ненависти выплеснулась на игровые форумы. Профессор уехал в отпуск, и все обрадовались. Он вернулся, и все началось по новой.
Правда, кое-кто его оправдывал. У него даже появились подражатели, решившие совместно убивать врагов в "осадной" зоне. Но ни одного последователя, вспомнившего о правилах и методично выполнявшего их, не оказалось.
Профессор пишет, что оскорбления были сравнительно однообразны. Его называли незрелым, невежественным и просто недочеловеком. Профессор отмечает, что примерно так же европейцы 19 века называли жителей колоний, считая, что те не контролируют эмоции, думают, как животные, и не способны ни понять причины, ни предугадать следствия своих поступков.
Проще говоря, Майерс жил по закону, а не по понятиям. Большая ошибка.