Возвращение в Пикалево

Игорь Сечин исправит то, что не удалось сделать Владимиру Путину

Пикалевский глиноземный завод. Фото с сайта museum.pikalevo.net

Конфликт в Пикалево, волнения в котором летал успокаивать премьер Владимир Путин, раскручивается с новой силой. Российские СМИ пишут, что вице-премьер Игорь Сечин на этой неделе соберет в Москве собственников предприятий "пикалевской цепочки", чтобы заставить их объединить некогда разъединенное производство. Если административным методом ситуацию решить не удастся, то предприятия города могут встать уже в ближайшее время. Тогда жители Пикалево, которых сейчас спонсирует даже Красный крест, опять перекроют федеральную трассу.

Город Пикалево (Ленинградская область, 22 тысячи человек населения) для правительства России с лета 2009 года превратилось в некое пугало. Не удивительно, что все трудности города до сих пор решаются на федеральном уровне. Это "ручное управление", впрочем, свидетельствует скорее о параличе местных властей, не способных решить ситуацию без вмешательства чиновников ранга Владимира Путина и Игоря Сечина. Впрочем, даже они, как выяснилось, разрулить ситуацию в Пикалево оказались не в состоянии.

В городке Пикалево, напомним, расположены три завода. Это "БазэлЦемент-Пикалево" ("Пикалевский глиноземный завод"), принадлежащий холдингу "Базэл" Олега Дерипаски, "Метахим" (производство соды и поташа, управляется холдингом "СевЗапПром") и "Пикалевский цемент" (под управлением "Евроцементгрупп").

До 2004 года они составляли единый производственный цикл, а затем были приватизированы, но продолжали функционировать в рамках единой производственной цепочки. "БазэлЦемент-Пикалево" закупал у компании "Апатит" ( принадлежит Фосагро") сырье для производства глинозема, а побочный продукт очистки продавал "Метахиму" и "Пикалевскому цементу".

Затем из-за несогласованности действий собственников предприятий производство на заводах в Пикалево было остановлено и в течение длительного времени не возобновлялось, что привело к волнениям оставшихся без работы сотрудников предприятий. Жители города в июне 2009 года перекрыли федеральную трассу А-114 Вологда - Новая Ладога. В результате в ситуацию вынужден был вмешаться премьер-министр России Владимир Путин, который лично посетил Пикалево и заставил собственников погасить задолженность по зарплате рабочим, а также подписать необходимые соглашения о поставках сырья для производства.

То, июньское, действо в Пикалево походило на хорошо срежиссированный спектакль и, что неудивительно, тут же стало одной из основных медиасенсаций лета. Группа "Мурзилки International" даже записала на волне интереса к Пикалево музыкальный хит о Путине, который "сделает нам клево". Позднее прошел слух, что телезрителям действительно показали из Пикалево не более чем постановочные кадры. Так, журнал "Русский Newsweek" утверждал, что к визиту Путина все проблемы в Пикалево уже были решены, а премьер просто сыграл на публику. Олег Дерипаска, следовательно, был публично унижен исключительно ради пользы премьерского рейтинга.

Как бы то ни было, Путин тогда же приказал погасить из федерального бюджета долг по зарплате жителям Пикалево на 41 миллион долларов, а владельцев предприятий обязал подписать необходимые соглашения о поставках сырья для производства. Но хрупкое равновесие было недолгим.

Вскоре выяснилось, что компании так и не смогли согласовать цену закупок. В конфликт вмешалась Федеральная антимонопольная служба, определившая приемлемый уровень цен для промышленников, после чего стороны подписали дополнительное соглашение к июньскому договору, которое регулирует цену контрактов до конца октября. С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня производственная цепочка в Пикалево работает, но ее участникам никак не удается не конфликтовать и не переступать установленного чиновниками уровня цен на сырье.

Депутаты Госдумы предложили не оригинальный, но якобы действенный выход из положения: национализировать все три завода. В правительстве эту идею отвергли, зато явили общественности собственную, не менее интересную с точки зрения юриспруденции.

Антимонопольная служба еще в августе предлагала собственникам предприятий в городе Пикалево объединить активы, предварительно добившись такого соотношения цен и рентабельности, чтобы заводы продолжали работать. "Это для них вопрос выживания", - говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Как выяснилось, этот вариант и был принят правительством за основу. Вот теперь Сечин и будет просить (требовать) от собственников в Пикалево стать совладельцами заново объединенного завода.

Сделать это будет непросто, ведь к многочисленным спорам владельцев предприятий в Пикалево добавилась и еще одна сложность.

Руководство "Пикалевского цемента", который находится под управлением "Евроцементгрупп", заявило, что с января 2010 года выходит из "пикалевской цепочки". Действительно, уже с сентября это предприятие сократило закупки сырья у "БазэлЦемент-Пикалево". В "БазэлЦемент" утверждают, что действия "Евроцементгрупп" приведут к остановке всех трех предприятий и сводит на нет всю работу, проделанную правительством.

Короче говоря, будет интересно понаблюдать за тем, изменятся ли планы владельцев "Пикалевского цемента" после встречи с Сечиным, который в России, в принципе, может уговорить кого угодно. Однако решать свои проблемы за счет других не слишком то продуктивно. В данном же случае власти явно пытаются нажимом на собственников в Пикалево исправить ошибку, которую сами же и допустили несколько лет назад, приватизировав предприятия города по отдельности.

Пока же пиар, который Путин заработал себе на Пикалево, остается лишь пиаром. Причем жутковатым. Если других сколько-нибудь либеральных рычагов, кроме "ручного управления", в арсенале у Москвы нет, и при этом она оказывается не способна урегулировать конфликт даже в масштабах Пикалево, то как же быть с Россией в целом?

Реального решения трудностей пикалевцев до сих пор не найдено. Власти, похоже, готовы законсервировать ситуацию до лучших времен. Точно так же Москва намерена поступить и с другими моногородами в России.

Полагаться на авось, однако, интересная стратегия.

Обсудить
Экономика17:2114 декабря
Валентин Тимаков

«Дальний Восток — дорога к рынку АТР»

Валентин Тимаков — о дефиците рабочих в ДФО и пользе «Дальневосточного гектара»
Экономика17:2813 декабря

Входит и не выходит

Сложно ли попасть в крупную сеть и что бывает с теми, кто встал на ее полку
Поигрались и хватит
Америка признала биткоин, но надежнее он от этого не стал
Валентин Тимаков«Дальний Восток — дорога к рынку АТР»
Валентин Тимаков — о дефиците рабочих в ДФО и пользе «Дальневосточного гектара»
Грустный праздник
Еда, алкоголь и подарки: сколько стоит отметить Новый год
«Весь город наш!»
Грозная банда «Хади Такташ» стала настоящим кошмаром Казани 90-х
Воровской передел
Лидер криминальной России рискует сесть надолго. За его трон развернулась война
Деловая колбаса
Улюкаев готовился к долгой и счастливой жизни, а получил восемь лет строгача
Запахло жареным
Секс с русским святым, геи в балете, педофилы в Голливуде: главные скандалы года
Есть почитать че?
Библиотека как мир, гуки и геи в беде, сразу два Линча: топовый артхаус на 2A17
Вера и Владимир Набоковы«Не знаю, что с тобой сделаю при встрече»
Что писал Набоков своей жене во время разлуки
«Евреи забили гвоздь в голову русскому человеку»
Шпионы КГБ обвиняли советских рокеров в победе мирового сионизма
Poloвинка
Поездка на передней части будущего седана VW Polo для России
Чудо-Judo
Вспоминаем молодежный трансформер Nissan Judo, о котором все забыли
8 лимузинов, появление на свет которых сложно оправдать
Большие, длинные и чрезвычайно бесполезные
Погружение в кирпич
Мы посидели в новом «Гелике» и не узнали его. А потом вылезли – и узнали
«Меня не убили, просто развели»
Россиянка влюбилась по уши и лишилась жилья
Что-то встало за окном
Строения, вызывающие самые пошлые ассоциации
Его ворсейшество
Бессмертные ковры возвращаются на стены российских квартир
С собой не увезешь
Как живут российские олигархи за границей