Возвращение в Пикалево

Игорь Сечин исправит то, что не удалось сделать Владимиру Путину

Пикалевский глиноземный завод. Фото с сайта museum.pikalevo.net

Конфликт в Пикалево, волнения в котором летал успокаивать премьер Владимир Путин, раскручивается с новой силой. Российские СМИ пишут, что вице-премьер Игорь Сечин на этой неделе соберет в Москве собственников предприятий "пикалевской цепочки", чтобы заставить их объединить некогда разъединенное производство. Если административным методом ситуацию решить не удастся, то предприятия города могут встать уже в ближайшее время. Тогда жители Пикалево, которых сейчас спонсирует даже Красный крест, опять перекроют федеральную трассу.

Город Пикалево (Ленинградская область, 22 тысячи человек населения) для правительства России с лета 2009 года превратилось в некое пугало. Не удивительно, что все трудности города до сих пор решаются на федеральном уровне. Это "ручное управление", впрочем, свидетельствует скорее о параличе местных властей, не способных решить ситуацию без вмешательства чиновников ранга Владимира Путина и Игоря Сечина. Впрочем, даже они, как выяснилось, разрулить ситуацию в Пикалево оказались не в состоянии.

В городке Пикалево, напомним, расположены три завода. Это "БазэлЦемент-Пикалево" ("Пикалевский глиноземный завод"), принадлежащий холдингу "Базэл" Олега Дерипаски, "Метахим" (производство соды и поташа, управляется холдингом "СевЗапПром") и "Пикалевский цемент" (под управлением "Евроцементгрупп").

До 2004 года они составляли единый производственный цикл, а затем были приватизированы, но продолжали функционировать в рамках единой производственной цепочки. "БазэлЦемент-Пикалево" закупал у компании "Апатит" ( принадлежит Фосагро") сырье для производства глинозема, а побочный продукт очистки продавал "Метахиму" и "Пикалевскому цементу".

Затем из-за несогласованности действий собственников предприятий производство на заводах в Пикалево было остановлено и в течение длительного времени не возобновлялось, что привело к волнениям оставшихся без работы сотрудников предприятий. Жители города в июне 2009 года перекрыли федеральную трассу А-114 Вологда - Новая Ладога. В результате в ситуацию вынужден был вмешаться премьер-министр России Владимир Путин, который лично посетил Пикалево и заставил собственников погасить задолженность по зарплате рабочим, а также подписать необходимые соглашения о поставках сырья для производства.

То, июньское, действо в Пикалево походило на хорошо срежиссированный спектакль и, что неудивительно, тут же стало одной из основных медиасенсаций лета. Группа "Мурзилки International" даже записала на волне интереса к Пикалево музыкальный хит о Путине, который "сделает нам клево". Позднее прошел слух, что телезрителям действительно показали из Пикалево не более чем постановочные кадры. Так, журнал "Русский Newsweek" утверждал, что к визиту Путина все проблемы в Пикалево уже были решены, а премьер просто сыграл на публику. Олег Дерипаска, следовательно, был публично унижен исключительно ради пользы премьерского рейтинга.

Национализировать, и все дела
Согласно опросу ВЦИОМа, который был проведен в июле, 40 процентов россиян сочли действия Путина в отношении убыточных предприятий города Пикалево верными. Еще 44 процента опрошенных сочли, что это лишь временная мера, и посоветовали национализировать все частные предприятия в городе. Лишь 5 процентов опрошенных заявили, что не одобряют решения Путина.C начала года мнение, согласно которому национализация сделает экономику России крепче, приобрело в стране множество поклонников. Так, рабочие в Тольятти требовали от чиновников национализировать и так уже государственный "АвтоВАЗ".

Как бы то ни было, Путин тогда же приказал погасить из федерального бюджета долг по зарплате жителям Пикалево на 41 миллион долларов, а владельцев предприятий обязал подписать необходимые соглашения о поставках сырья для производства. Но хрупкое равновесие было недолгим.

Вскоре выяснилось, что компании так и не смогли согласовать цену закупок. В конфликт вмешалась Федеральная антимонопольная служба, определившая приемлемый уровень цен для промышленников, после чего стороны подписали дополнительное соглашение к июньскому договору, которое регулирует цену контрактов до конца октября. С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня производственная цепочка в Пикалево работает, но ее участникам никак не удается не конфликтовать и не переступать установленного чиновниками уровня цен на сырье.

Депутаты Госдумы предложили не оригинальный, но якобы действенный выход из положения: национализировать все три завода. В правительстве эту идею отвергли, зато явили общественности собственную, не менее интересную с точки зрения юриспруденции.

Антимонопольная служба еще в августе предлагала собственникам предприятий в городе Пикалево объединить активы, предварительно добившись такого соотношения цен и рентабельности, чтобы заводы продолжали работать. "Это для них вопрос выживания", - говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Как выяснилось, этот вариант и был принят правительством за основу. Вот теперь Сечин и будет просить (требовать) от собственников в Пикалево стать совладельцами заново объединенного завода.

Сделать это будет непросто, ведь к многочисленным спорам владельцев предприятий в Пикалево добавилась и еще одна сложность.

Правительство России после событий в Пикалево составило список из 19 моногородов, которые находятся в критическом состоянии. Социальные риски в этих городах очень велики, а собственники градообразующих предприятий не заинтересованы в их модернизации. На их спасение нужны сотни миллиардов рублей, а в бюджете на 2010 год на помощь моногородам заложено всего 20 миллиардов. В полном списке правительства 221 населенный пункт причислен к моногородам.

Руководство "Пикалевского цемента", который находится под управлением "Евроцементгрупп", заявило, что с января 2010 года выходит из "пикалевской цепочки". Действительно, уже с сентября это предприятие сократило закупки сырья у "БазэлЦемент-Пикалево". В "БазэлЦемент" утверждают, что действия "Евроцементгрупп" приведут к остановке всех трех предприятий и сводит на нет всю работу, проделанную правительством.

Короче говоря, будет интересно понаблюдать за тем, изменятся ли планы владельцев "Пикалевского цемента" после встречи с Сечиным, который в России, в принципе, может уговорить кого угодно. Однако решать свои проблемы за счет других не слишком то продуктивно. В данном же случае власти явно пытаются нажимом на собственников в Пикалево исправить ошибку, которую сами же и допустили несколько лет назад, приватизировав предприятия города по отдельности.

Пока же пиар, который Путин заработал себе на Пикалево, остается лишь пиаром. Причем жутковатым. Если других сколько-нибудь либеральных рычагов, кроме "ручного управления", в арсенале у Москвы нет, и при этом она оказывается не способна урегулировать конфликт даже в масштабах Пикалево, то как же быть с Россией в целом?

Реального решения трудностей пикалевцев до сих пор не найдено. Власти, похоже, готовы законсервировать ситуацию до лучших времен. Точно так же Москва намерена поступить и с другими моногородами в России.

Полагаться на авось, однако, интересная стратегия.

Обсудить
Кто сделал первый кроссовер в мире
Вопрос – один, ответов – минимум семь. Кто же был первым?
Все... сошли с ума
Как в Баку прошла одна из лучших гонок в истории Формулы-1
Автомобильные братья, которых разлучили маркетологи
Одна марка, одна и та же модель, но очень разные машины
Самые качественные машины в мире
Машины каких брендов ездят в сервис реже остальных
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе