В ноябрьском выпуске Лента.Ру оценивает дебютный альбом супергруппы Them Crooked Vultures, впервые выпущенный на DVD "лучший концерт" Nirvana, диск-камбэк Робби Уильямса, первую за 10 лет работу рок-ветеранов Kiss, концертную запись немецких панков Die Toten Hosen, а также свежую пластинку ныне московской группы NetSlov.
Them Crooked Vultures – Them Crooked Vultures
Появление на свет божий трио Them Crooked Vultures, безусловно, стало одним из самых значимых музыкальных событий 2009 года. Круче супергруппы в последнее время попросту не появлялось. Вы только представьте себе: фронтмен Queens of the Stone Age Джош Омм на гитаре и вокале, лидер Foo Fighters Дэйв Грол, вспомнивший свою молодость в Nirvana и севший по случаю за ударную установку, и сам Джон Пол Джонс из Led Zeppelin на басу. Это же просто термоядерный коктейль, при одной мысли о котором дух захватывает. Не ровен час, что-нибудь уровня "Physical Graffiti" и "Houses of the Holy", ну или хотя бы "Songs for the Deaf" и "The Colour and the Shape", выдадут.
История Them Crooked Vultures развивалась крайне стремительно, несмотря на то, что впервые Грол заикнулся о возможном проекте с Джонсом еще в 2005 году. После того как летом 2009-го в прессу просочились первые будоражащие подробности о грядущем "тройственном союзе", "стервятники" принялись выкладывать отрывки своей музыки на YouTube и то тут, то там давать секретные концерты, в том числе, например, на разогреве у Arctic Monkeys, умело раздувая интерес в первую очередь к самим себе.
Однако ж первоначальный ажиотаж вокруг проекта странным образом спал как раз к моменту выхода дебютного диска Them Crooked Vultures. А некоторые суеверные меломаны еще до релиза начали советовать музыкантам вернуться на свои основные рабочие места.
Будто бы услышав эти пожелания, Vultures выпустили... обыкновенную пластинку; добротную и в меру захватывающую, но совершенно не выдающуюся, а временами даже нудную и затянутую. Все, что наваяла великолепная троица, скорее можно принять за расслабленный междусобойчик, джем-сейшн или шутку во время перекура, чем за свежее откровение от заслуженных артистов.
Достойных песен в альбоме, конечно, хватает ("New Fang", "Dead End Friends", "Elephants", "Bandoliers", "Reptiles"), но от таких перфекционистов, как Омм, Грол и Джонс, по определению ждешь чего-то большего, как минимум дополнительной изобретательности в аранжировках и утонченности в мелодиях. Если же они хотели взять аскетизмом и неряшливостью, то, простите, в этом плане встречаются куда более убедительные составы. Впрочем, драйва группе не занимать, и он - особенно, думается, в живом концертном исполнении - сможет искупить все прочие претензии.
В любом случае очень хочется надеяться, что Them Crooked Vultures не окажутся разовым проектом. Требую продолжения банкета!
Nirvana – Live at Reading
Да-да, это тот самый концерт, где Курта Кобейна вывозят на сцену на инвалидной коляске в смирительной рубашке и желтом парике. И он наконец-то официально издан. Так что выкидывайте скорее ваши VHS-ки с затасканным бутлегом (вам его и крутить-то уже давно не на чем, правда?) и бегом в магазин за диском. Можно даже не смотреть и не слушать, а просто поставить на полку, чтобы потом гордиться перед внуками: "Смотри, мол, родимый, какие в мое время люди были. Нынче таких не делают".
"Live at Reading", запечатлевший Nirvana на пике формы и содержания, составляет прекрасную трилогию вместе с недавно переизданными "MTV Unplugged in New York" и ретроспективной документалкой "Live! Tonight! Sold Out!!". Эти три диска – базовый канон, содержащий все, что необходимо знать о последней величайшей группе ХХ века, и дающий исчерпывающий ответ на вопрос, почему ее таковой принято считать.
Те полтора часа 30 августа 1992 года на фестивале в английском Рединге не зря аттестуют как лучшее шоу в богатой истории оупен-эйра, да и самой Nirvana. Все главные хиты группы с хоровым пением десятков тысяч зрителей, неистовые, частенько сыгранные мимо нот панковские боевики и каверы, финальное исполнение гимна США на расстроенной гитаре под методичное растерзание инструментов, отсылающее к выступлению Джими Хендрикса на Вудстоке-1969 и как бы закольцовывающее эпохи, да даже милое напутствие "Не кури" юному фанату за кулисами: Кобейн и через года все так же великолепен и неподражаем.
Едва выйдя, "Live at Reading" моментально возглавил сводный рейтинг сайта Metacritic за 2009 год, набрав 96 из 100 возможных баллов. Обычно на этом ресурсе, суммирующем оценки критиков из самых авторитетных музыкальных изданий мира и выводящем среднее арифметическое, лучшие из современных релизов еле дотягивают до 90 баллов. И это очередное подтверждение тому, что таких, как Nirvana, уже не делают.
Robbie Williams – Reality Killed The Video Star
Робби Уильямс, с одной стороны, наиглавнейший артист в новейшей истории британской поп-музыки. К своим 35 годам он уже начал получать почетные премии за вклад в музыку, а, к примеру, его хит "Angels" признают то лучшей композицией за всю историю Brit Awards, то любимейшим треком завсегдатаев караоке-баров, а то и идеальным сопровождением к похоронам.
С другой стороны, за те три года, что Робби пребывал в тени, не занимаясь творчеством, он стал потихоньку превращаться в комического персонажа сродни Майклу Джексону на рубеже веков, то есть на закате карьеры. Британская пресса либо промывает Уильямсу кости за неудачные последние диски и обернувшийся фиаско рекордный контракт с EMI, либо обсуждает перспективы его воссоединения с бывшими коллегами по Take That, либо ухахатывается над его почти параноидальным увлечением НЛО.
Естественно, когда Уильямс решил вернуться с восьмым сольным альбомом, его камбэк стал наиболее обсуждаемым и тщательно отслеживаемым в СМИ (хотя были в 2009-м и куда более долгожданные камбэки), особенно по части проколов - как, например, проигранная Робби чартовая схватка с начинающим бойз-бендом JLS.
"Reality Killed The Video Star" (парафраз нетленного хита "Video Killed The Radio Star" коллектива The Buggles, откуда, кстати, родом продюсер пластинки Уильямса Тревор Хорн), конечно, полной неудачей назвать нельзя, но до высшей оценки диск и впрямь не дотягивает. Сходу на пластинке запоминаются разве что открывающая баллада "Morning Sun", динамичный номер "Do You Mind" да слащавое диско "Starstruck". А коли уж мы имеем дело с легкомысленной поп-пластинкой, а не серьезным концептуальным произведением, дополнительного вдумчивого прослушивания здесь не подразумевается, поэтому выходит, что остальные треки на альбоме выполняют роль обычного балласта. Сам певец, правда, так не считает. По его признанию, он хотел бы, чтобы при упоминании имени Робби Уильямса люди первым делом думали о "Reality Killed The Video Star". Нет, Робби, придется еще немного постараться. Мы до сих пор вспоминаем прежде всего ту же "Angels", "Millenium" и "Supreme".
Kiss – Sonic Boom
Все-таки жаль, что новый альбом Kiss "Sonic Boom", выпущенный нынешней осенью, так и не добрался до вершины американского хит-парада, заняв "только" вторую строчку чарта Billboard. Для старичков в маскарадных костюмах и традиционном гриме это был бы неплохой подарок – несмотря на все достижения за свою более чем 35-летнюю карьеру, "киссам" еще ни разу не удавалось покорить хит-парад альбомов самого престижного американского музыкального издания.
Ну и Бог с ним, в конце концов, с первым местом, ведь главное в другом - Kiss выпустили отличный (по меркам этой группы) альбом, который вполне можно сравнить с альбомами "золотого века" группы, то есть конца 70-х годов прошлого столетия. Правда, сразу приходится согласиться, что "Sonic Boom" не хватает ударного хита, каким для "Destroyer" была "Detroit Rock City", для "Love Gun" - заглавная композиция, а для "Dynasty" - всеми любимая "I Was Made for Lovin' You". Ударная композиция с последнего альбома – "Modern Day Delilah" - конечно, вполне себе жизнеспособный боевичок, выполненный по всем канонам стиля, то есть позволяющий узнать исполнителя с первых аккордов, но тем не менее, до вышеприведенных шедевров ей далеко.
Помимо "Modern Day Delilah", на "Sonic Boom" хочется отметить единственную песню на весь альбом, которую с натяжкой можно назвать балладой – "Stand", затем "All For the Glory" с типично мушкетерским припевом ("We're all for one and we're all for the glory"), а также "Russian Roulette". Справедливости ради надо отметить, что очень бодрый поначалу диск к концу несколько увядает, но прослушать его полностью можно без принуждения – это точно.
Несмотря на то, что нынешний альбом записан не в оригинальном составе, как его предшественник "Psycho Circus" (Питера Криса сменил за барабанами Эрик Сингер, а сольные гитарные партии исполняет вместо Эйса Фрейли Томи Тайер, пришедший в Kiss из группы Black 'n Blue), на качестве музыкального материала это ни разу не отражается. Так что для всех тех меломанов, кто в свое время "залипал" не только под всенародные "киссовские" хиты, но и под музыку этой группы в целом, прослушивание "Sonic Boom" обязательно.
Die Toten Hosen - Machmalauter
Первая мысль, которая приходит в голову после пары песен с нового концертного альбома главной группы всея Германии - Die Toten Hosen, это как вообще можно петь панк-рок на каком-либо языке, кроме немецкого? Нет, понятно, что были The Stooges и Sex Pistols, The Damned и The Stranglers, но бравые немецкие парни из Дюссельдорфа умеют настолько зажигательно играть одни и те же аккорды, что достижения патриархов на их фоне, честное слово, несколько теряются.
Хотя не будем наговаривать на "хосенов" - диапазон их музыкальных изысков гораздо шире, чем можно предположить, услышав приставку "панк". В принципе, Кампино и Ко играют и поют настоящий рок-н-рольный мейнстрим, в котором можно встретить отголоски каких угодно стилей. А вот энергетика у группы по-хорошему панковская. И наиболее ярко это проявляется именно во время "живого" исполнения.
В альбом "Machmalauter" вошли песни, исполняемые группой по время тура 2008-2009 годов, приуроченного к выпуску студийного диска "In Aller Stille". В рамках этого тура группа, кстати, выступила и в Москве. "Machmalauter" выпущен в разных вариантах: альбом с 29 треками, среди которых без преувеличения лучшие песни группы за всю ее 27-летнюю историю ("Zehn kleine Jagermeister", "Sascha… Ein aufrechter Deutscher", "Bonnie & Clyde", "Hier kommt Alex", " Wunsch Dir was"" и прочие), DVD и Blue-ray диски с 32-мя концертными версиями композиций "хосенов", а также бокс-сет из двух CD, двух DVD дисков и букета с фотографиями. Помимо этого, альбом выпущен и на виниле, но уже ограниченным тиражом.
Попытка рассказать о музыкальном наполнении собственно CD "Machmalauter" в двух словах приводит к такому резюме: если вы поклонник любой энергичной музыки, у вас нет аллергии на немецкий язык и вы до сих пор не слышали Die Toten Hosen, то "Machmalauter" вы, простите за банальную фразу, заслушаете до дыр. От первого до последнего трека.
NetSlov – Dругое
Гордость московской клубной сцены, первооткрыватели этно-электроники в России, флагманы отечественного даба – все это коллектив NetSlov и его бессменный капитан, уроженец Саратова Даниил Калашник. На рубеже веков столичная пресса не без оснований причисляла Дэна к числу важнейших музыкантов и композиторов своего поколения: Калашник успел поиграть на гитаре в "золотом" составе "Ленинграда", сочинить несколько знаковых саундтреков ("Антикиллер", "В движении", "Апрель") и понаделать ремиксов на хиты всех топовых звезд, включая Земфиру, "Мумий Тролль" и "Би-2".
Он и сейчас неустанно творит (просто немного отошел в тень); за одним лишь чтением страницы новостей на сайте NetSlov можно разжиться его последними релизами для кино, записями проектов Solar System, "Море спокойствия", NetSlov Sound System и совместным альбомом с группой "Карибасы" памяти ее покойного вокалиста Филиппа Никанорова.
Раньше NetSlov неукоснительно следовали заложенной в своем названии формуле; их музыка представляла собой замысловатые электронные пассажи, извлекаемые преимущественно из лэптопов и не обременяемые вокальными партиями. С годами концепция несколько нивелировалась, о чем и сообщает вывеска свежего, восьмого альбома. Сейчас NetSlov – это живая группа с полноценными песнями, которые куда ближе, например, к русскому року, чем к электронике. "Dругое" раскрывает внутренний мир некогда безмолвного автора - мужчины среднего возраста, в чем-то состоявшегося, а в чем-то еще ищущего себя, его философские размышления, его жизненную позицию. Музыкальная реализация сего выросла, конечно, не на пустом месте. Ростки были заложены еще на дисках "Pnoenix" (2003) и "Все свободны" (2005), а "Dругое" доводит идею до логического конца.
Не сказать, что прежние и нынешние NetSlov диссонируют друг с другом; нормальное развитие. При этом сам Даниил пока оставляет вопрос с выбором жанрового пути группы открытым. Тем увлекательнее.