Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
Новости партнеров

Конвейер чудес

В США скончался телеевангелист Орал Робертс

В Америке на девяносто втором году жизни скончался Орал Робертс - один из первых американских "телеевангелистов". "Телеевангелизм" - популярная в США форма религиозной жизни, включающая телевизионную трансляцию христианских проповедей и богослужений. За десятилетия работы Робертс обрел большую популярность в США и за их пределами, а аудитория его рождественских и пасхальных трансляций достигала 25 миллионов человек.

Как рассказала представительница Робертса, тот умер во вторник, 15 декабря, от осложнения пневмонии. Ранее, в субботу, состояние больного сильно ухудшилось, он упал и получил переломы. "Орал Робертс был Божьим человеком и прекрасным другом в служении, я любил его как брата", - заявил Билли Грэм, другой известнейший и влиятельнейший американский проповедник.

В отличие от баптиста Грэма, Робертс был приверженцем пятидесятничества - возникшего в Америке позднехристианского учения, которое придает особую значимость нисхождению Святого Духа на верующих. Наверняка многим знаком вид религиозных собраний в огромных залах, где энергичные проповедники выкрикивают что-то в микрофон и лечат верующих, ударяя их по лбу, а слушатели катаются по полу или еще как-то демонстрируют охвативший их религиозный экстаз. Примерно так, хоть и с разной степенью массовости, выглядят богослужения пятидесятников.

Другое интересное явление, характерное для пятидесятников и перенявшего их практику надконфессионального "харизматического движения" - глоссолалия. В переводе с греческого - говорение на языках. Имитируя библейский эпизод с апостолами, которые при нисхождении на них Святого Духа в пятидесятый день по воскресении Христа получили способность говорить на разных языках, люди в экстазе выкрикивают тарабарщину. Неверующие могут увидеть в этом признаки душевного расстройства, скептически настроенные представители других конфессий - заподозрить одержимость нечистым духом. Но для самих пятидесятников глоссолалия, как и исцеление наложением рук, это постоянная практика, свидетельствующая о прямом общении верующих с Богом.

При этом большую заслугу именно Орала Робертса усматривают в превращении пятидесятничества в респектабельное вероучение, один из элементов американского религиозного мейнстрима. Личная религиозная история проповедника восходит к дням его юности. Как рассказывал сам Робертс, в 17 лет после молебна пятидесятников он чудесным образом исцелился от туберкулеза, а заодно и от заикания. Молодой человек расценил это как прямое божественное указание "поставить Иисуса в центр всех моих помыслов, мечтаний, планов, достижений, моей судьбы и всякого наследия, которое может после меня остаться".

Начав служение в одной из уже существовавших пятидесятнических церквей, Робертс в 1947 году основал свою собственную религиозную миссию - "Евангелическую ассоциацию Орала Робертса". А в 1954-м стал транслировать свои службы по телевидению и в общей сложности, по подсчетам приближенных, за годы карьеры лечил наложением рук более двух миллионов человек. В плодотворность такого лечения верили, конечно, не все. Еще в середине 1950-х группа "недружественных" священнослужителей из Аризоны предложила награду в тысячу долларов любому, кто был исцелен Робертсом и может дать тому медицинское подтверждение. Претендентов не нашлось, и впоследствии критики неустанно винили проповедника в шарлатанстве.

Но успеху Робертса, приложившего к делу истинно американский предпринимательский дух, это не помешало. Первоначально он проводил службы в большом шатре, который возил с собой по стране, но со временем "Евангелическая ассоциация" превратилась в настоящую империю. Робертс учил, что наградой верующим станет, в числе прочего, денежное вознаграждение в мирской жизни: такая доктрина, взятая на вооружение и другими телеевангелистами, именуется "теологией преуспевания". Судьбы его последователей, надо полагать, сложились по-разному, но сам Робертс испытал благотворное воздействие религии в полной мере: бюджет его миссии стал многомиллионным.

Хотя за советом и молитвенной помощью к Робертсу обращались сильные мира сего, в том числе президенты Кеннеди, Никсон и Картер, к особо активной роли в политике проповедник, в отличие от некоторых своих коллег, не стремился. Тем не менее, его считают одной из влиятельнейших фигур консервативного общественного движения. "По значимости для консервативной протестантской культуры он уступает только Билли Грэму, - полагает профессор Университета Дьюк Грант Уэккер. - Джерри Фалуэлл тоже важен, но думаю, в конечном счете мы убедимся, что влияние Орала Робертса было больше".

Робертс придерживался консервативных пуританских взглядов на танцы, косметику и цирковые представления, но принял достижения современной медицины. В 1977 году проповедник заявил, что ему было гигантское видение Иисуса Христа, повелевшего отстроить Медико-исследовательский центр "Город Веры" (City of Faith Medical and Research Center). Учреждение было создано и пыталось "соединять целебную силу медицины и молитвы", но в конце концов прогорело. Факультеты общей медицины, стоматологии и среднего медицинского персонала были также открыты в оклахомском Университете Орала Робертса, действующем с 1963 года.

С этим университетом, расположенным в городе Талса, был связан громкий скандал: в 2007 году сыну проповедника Ричарду Робертсу, руководившему учебным заведением, пришлось покинуть пост из-за обвинений в расходовании университетских фондов на личные нужды. Аналогичные обвинения выдвигались в отношении руководства университета и прежде: сообщалось, в частности, что деньги идут на покупку шикарной собственности для телеевангелиста и его родни. Проповедника вообще не раз критиковали за то, как он ведет финансовые дела. К примеру, в 1987 году Робертс призвал зрителей решительнее делать пожертвования, а то Господь призовет его, Робертса, домой - на небеса.