Новости партнеров

Новые древности

Неизвестная картина Леонардо, погибшая персидская армия и другие сенсации ушедшего года

В 2009 году главной новостной темой был кризис, и сферы литературы и искусства, увы, не стали исключением. Главным "кризисным" событиям в российской культуре "Лента.ру" посвятила отдельную статью. Однако информационная картина складывалась не из одних неутешительных прогнозов и сообщений о новых трудностях. Были и радостные искусствоведческие открытия, и яркие литературные интриги и, наконец, просто нездоровые сенсации. О них и пойдет речь

ИЗО

Леонардо да Винчи стал поставщиком сенсаций задолго до Дэна Брауна, и в 2009-м году не обошлось без красивых историй, связанных с именем великого художника. Разумеется, не может быть лучше новостей о Леонардо, чем сообщение о расширении канона художника. В этот раз гения эпохи Возрождения, как преступника, вычислили по отпечатку пальца: след руки да Винчи нашли на портрете молодой девушки, выполненном пером, чернилами и мелом по пергаменту.

Ранее считалось, что рисунок - полуторавековой давности стилизация под итальянские профильные портреты XV века; в 1998 году его продали с аукциона за 19 тысяч долларов. После того как гипотеза об авторстве Леонардо получила весомое подтверждение, эксперты спрогнозировали рост стоимости работы приблизительно до 150 миллионов долларов.

Кроме того, в начале года СМИ, смакуя подробности, сообщали об обнаружении неизвестного мужского портрета Леонардо, на котором, может статься, художник изобразил сам себя (впрочем, надежных доказательств этого представлено пока не было, и вообще вся эта история - дело темное). В разгар этой шумихи "всплыла" и якобы единственная скульптура да Винчи: терракотовая голова скорбного старика. Искусствоведы из Перуджи предположили, что она была создана Леонардо в период ученичества в мастерской Верроккьо; мотивирована была гипотеза сходством скульптурной работы с двумя изображениями святого Иеронима от автора "Моны Лизы".

Наконец под самый занавес года журналисты The Washington Post прознали про обнаружение неизвестной работы Леонардо в Бостоне, однако эта история оказалась настолько сенсационной, что больше про нее решительно ничего не известно.

Второе место по степени нездорового внимания со стороны ушлых журналистов по традиции удерживает Ван Гог - вернее, будем до конца откровенны, не сам живописец, а самая знаменитая часть его тела. В 2009-м публике были представлены сразу две новые теории того, как ухо Ван Гога оказалось отделено от головы. В мае ученые из Гамбурга предположили, что отрезателем мочки был не сам художник, а его коллега Поль Гоген: он якобы попытался урезонить разгоряченного друга и ненароком отсек ему часть органа слуха рапирой.

В декабре британский исследователь, исходивший из традиционной версии событий 1888 года, предложил психологическое объяснение поступка Ван Гога. Винсент якобы расстроился, узнав о предстоящей женитьбе своего брата Тео, от которого он зависел как эмоционально, так и финансово. По мнению ученого, весть о матримониальных намерениях брата настолько поразила Ван Гога, что на натюрморте "Тарелка с луком" он даже изобразил конверт с письмом, в котором сообщалось о грядущей свадьбе.

2009 год принес немало приятных известий об обнаружении новых неизвестных произведений прославленных художников, и, словно для поддержания равновесия, в декабре пришла печальная весть об окончательной утрате шедевра. Итальянский мафиози Гаспаре Спатуцца поставил крест на 40-летних поисках "Рождества со святым Франциском и святым Лаврентием" кисти Караваджо, украденного из сицилийской церкви. Преступник, согласившийся сотрудничать с полицией, рассказал, что похитители не заботились о картине и хранили ее на ферме, в хлеву. Там ее якобы частично съели крысы и свиньи, после чего безнадежно поврежденный холст был сожжен.

Внеклассное чтение

Одним из главных сюрпризов года в мире литературы стоит считать новый роман Владимира Набокова - точнее, окончание эпопеи с изданием набросков к незавершенному произведению. Как известно, автор "Дара" и "Лолиты" завещал уничтожить каталожные карточки, на которых писал The Original of Laura. Дмитрий Набоков, сын писателя, размышлял над тем, выполнять или нет последнюю волю отца, в течение 30 лет. О том, что последнюю книгу Набокова все же решено издать, стало известно еще в первой половине 2008 года.

Между этим моментом и появлением "Лауры" на прилавках американских, британских и российских книжных магазинов прошло около полутора лет; выходит, что последнего Набокова начали рекламировать сильно загодя, как это делают с голливудскими блокбастерами вроде "Темного рыцаря". Стала ли "Лаура и ее оригинал" (так роман назван в русском переводе Григория Барабтарло) блокбастером литературным, судить сложно; российский читатель воспринял возвращение Набокова с благодарностью, и книга надолго укрепилась на верхних позициях рейтингов продаж наших крупных книжных магазинов. А вот за рубежом, как пишет "Огонек", новой историей о нимфетке заинтересовались ценители Набокова, но, увы, не широкие читательские массы.

Между тем после публикации книги ее история не закончилась. В декабре рукопись "Лауры" была выставлена наследниками писателя на аукцион Christie's. Это дало дополнительный повод говорить о том, что издание книги вопреки последней воле автора преследовало прежде всего финансовый интерес. Тем не менее, предприятие с продажей черновиков также не удалось: рукописная "Лаура" не нашла своих покупателей - поклонников таланта Набокова, готовых выложить за 138 каталожных карточек 400-600 тысяч долларов (таков был эстимейт лота).

Главной интригой вокруг литературы современной в ушедшем году стал вопрос об авторстве романа "Околоноля", опубликованного спецприложением к журналу Андрея Колесникова "Русский пионер". В апреле "Ведомости" раструбили, что автором текста, скрывающимся под псевдонимом Натан Дубовицкий, является "кремлевский идеолог" Владислав Сурков, замглавы администрации президента РФ.

После этого лестные отзывы о романе посыпались как из рога изобилия. Категоричный Никита Михалков сравнил "Околоноля" с "Мастером и Маргаритой", искренний Борис Гребенщиков, перевернув последнюю страницу, почувствовал печаль и свет, ироничный Александр Проханов назвал язык произведения "изящным, сложным, метафоричным, меняющим от эпизода к эпизоду свою музыку, густоту, цвет", а талантливые Кирилл Серебреников и Олег Табаков собрались переносить роман псевдо-Дубовицкого на театральную сцену.

Сурков о якобы своем творчестве отозвался неоднозначно: сначала обругал роман в журнальной рецензии, а затем заявил, что переменил мнение и что лучшая русская проза - это "Капитанская дочка", но "Околоноля" еще лучше. Потом писатель Виктор Ерофеев сообщил, что в личной беседе Сурков признался ему в авторстве. Как бы там ни было, а шумиха вокруг романа еще раз подтверждает нехитрую окололитературоведческую истину: для того чтобы дать оценку произведению искусства по шкале от "прекрасного" до "безобразного", обязательно надо знать имя его создателя.

Россияне, едва не обретшие новое национальное достояние в лице "Околоноля", по закону Ломоносова-Лавуазье тут же чуть не лишились другого - сказки про конька-горбунка. В 2009 году по отечественным СМИ широко разошлась версия музыковедов Елены и Валерия Уколовых, которые приписывают авторство стихотворного произведения не привычному нам Ершову, а человеку с подозрительной фамилией Девитте.

Шутки шутками, а попытки переатрибутировать "Конька" производились не раз, и чаще всего сказку приписывали "нашему всему" (по принципу "а кто еще так смог бы?!"). Уколовы честь быть автором поэмы передают не Пушкину, а Николаю Девитте, рано скончавшемуся "композитору, арфисту, поэту, философу, художнику", а также иллюстратору одного из изданий "Конька-горбунка". Извлечение из Леты разнообразных достоинств этого человека, пожалуй, и есть основная заслуга Уколовых; по крайней мере, ничего, что можно было бы назвать доказательством, в материале музыковедов в "Новых известиях" нет.

Новые приключения в 2009 году ожидали не только прославленных и начинающих писателей, но и литературных героев. Особенно стоит выделить двоих, и первым является Винни Пух: медведь неожиданно для себя вернулся в Стоакровый лес благодаря британцу Дэвиду Бенедиктусу, написавшему продолжение для сказки Алана Милна.

Вторым стал Холден Колфилд, и история с сиквелом "Над пропастью во ржи", написанным американцем Фредриком Колтингом (псевдоним - Джон Дэвид Калифорния) обернулась нешуточным скандалом. Из-за книги "60 лет спустя: пробираясь сквозь рожь" прервал многолетнее молчание сам Джером Дэвид Сэлинджер, в судебном порядке добившийся запрета на публикацию в США нового романа. Патриарху американской литературы было из-за чего волноваться: в книге 76-летний мистер Колфилд сбегает из дома для престарелых, а сам его создатель оказывается одним из персонажей. Колтинг-Калифорния заявил, что преследовал исключительно пародийные цели и собирался раскритиковать мировоззрение Сэлинджера, однако суд встал на сторону уязвленного классика и объявил сиквел плагиатом.

...и еще кое-что

Самым приятным археологическим сюрпризом года стоит, вероятно, считать отчет о работе, проделанной итальянскими археологами братьями Кастильони. Им удалось обнаружить в пустыне Сахара след 50 тысяч воинов из армии персидского царя Камбиса II, сына Кира Великого. Находка итальянцев тем замечательней, что полностью подтверждает версию о судьбе армии, предложенную Геродотом.

"Отец истории" писал, что Камбис, возжелавший покорить Африку, отправил часть своего войска завоевывать прорицалище Аммона в оазисе Сива. Этих солдат больше никто никогда не видел: древний историк предполагает, что они погибли в песчаной буре. Близнецы Кастильони не только подтвердили его слова, найдя человеческие останки, наконечники стрел, украшения и другие предметы, но и попытались объяснить, отчего погибли персы. Оказывается, из-за неправильных карт - местоположение храма Аммона на них было указано ошибочно.

Повышенное внимание в прошедшем году уделялось и любимице таблоидов - Туринской плащанице. За отчетный период публика могла узнать, 1) что легендарная реликвия более ста лет хранилась орденом тамплиеров; 2) что поддельный "саван Христа" на самом деле является искуснейшим автопортретом... а чьим - догадайтесь сами; 3) что, напротив, никакая это не подделка, а доказательство - внезапно прочтенные надписи на ткани на арамейском, греческом и латинском языках; 4) наконец, что это все-таки подделка, потому что настоящие саваны I века нашей эры были не такими. Словом, тьма ценной информации.

Между тем еще одна сенсация 2009 года была подготовлена в недрах самой Римско-католической церкви. Ее глава Бенедикт XVI объявил, что современные научные методы позволяют говорить об обнаружении мощей апостола Павла. Саркофаг с примечательными останками был обнаружен в Риме еще в начале третьего тысячелетия, однако только теперь, по случаю объявленного Ватиканом года Павла, была проведена экспертиза содержимого захоронения. Радиоуглеродное датирование установило, что прах принадлежит человеку, жившему в I или II веке нашей эры. Папе Римскому оставалось только сложить два и два: раз священная традиция и современная наука указывают в одну сторону, значит, нет сомнений, останки тринадцатого апостола найдены.

На этой жизнеутверждающей ноте позвольте завершить наш рассказ. Пожелаем себе, чтобы в 2010 году все арт-детективы были с хорошим концом, героями новостей становились только самые талантливые писатели, а все сенсации имели под собой внушительную доказательную базу.

Культура01:3915 августа
Эдуард Успенский

Не тратил время зря

Он придумал Гену, Чебурашку и кота Матроскина: каким запомнят Эдуарда Успенского
Культура00:04 3 августа

Видели ночи

Кино недели: от «Жарких летних ночей» до «Судной ночи. Начало»