В Великобритании стартовало реалити-шоу под названием Popstar to Operastar, что можно вольно перевести как "Попзвезды становятся оперными звездами". Сразу после выхода первого эпизода на создателей передачи обрушился шквал критики.
Сами создатели ставят перед собой достойную задачу популяризации классической музыки вообще и оперы в частности. Один из создателей, Роландо Вильясон, заявил: "Увидев меня по телевизору, оперные критики зададутся вопросом: "Зачем серьезному оперному певцу все это нужно?" Но для меня вопрос звучит по-другому: "Почему нет?" Я делаю это не в ущерб искусству".
Мнение аудитории, однако, сразу после показа первого эпизода разделилось почти пополам. Так, одни говорят, что новое шоу эксплуатирует оперу, а другие, что наоборот - популяризует. С первой точкой зрения в принципе сложно не согласиться, когда слышишь, например, вот это. Это Дэнни Джонс, солист группы McFly, крайне популярной у молодых школьниц. Зачем его отобрали для участия в столь сложном проекте - не очень ясно. С другой стороны, были и попытки, которые даже отчаянные критики признали не такими уж и ужасными.
Отдельной критики удостоились члены жюри. Так, например, в их число включен известный американский рокер Meat loaf, который во всех отношениях далек от оперы, а также дизайнер Лоренс Льюэлин-Боуэн. Однако наибольший гнев аудитории вызвали двое профессионалов из мира оперы, которые принимают участие в проекте. Это Кэтрин Дженкинс, певица, которая, по словам злопыхателей, ни разу в жизни не спела до конца ни одной оперы и исполняет исключительно отдельные арии, а также уже упомянутый Роландо Вильясон. На долю последнего критики выпало особенно много именно потому, что Вильясон известен как оперный певец.
Наиболее ярко и полно главный аргумент критиков сформулировала сопрано Ребекка Эванс. Ее слова приводит The Independent. "Я думаю, что это (передача - прим. "Ленты.Ру") просто использование мира оперы. Они будут называть оперными певцами людей, которые таковыми не являются - телевидение просто сошло с ума <...> Оперные певцы как спортсмены, у них должна быть закалка. На то, чтобы стать певцом, уходят годы напряженного труда".
Еще критики заявляют, что арии транспонированы под каждого отдельного певца. Наконец, что уж совсем недопустимо в опере, участники поют в обычные микрофоны, которыми пользуются поп-исполнители. Но это уже технические детали, а вот необходимость в популяризации оперы усилиями непрофессионалов - действительно спорный момент.
Тут очень уместно будет вспомнить "Ледниковый период" на Первом (или "Звезды на льду" на "России", кому что нравится). Эванс правильно сравнивает оперных певцов с профессиональными спортсменами - в деле тех и других длительные тренировки и репетиции, неустанный труд решают все. Подобные же телепередачи создают ощущение, будто человек с улицы может прийти на каток, чуть-чуть потренироваться - и вот он уже получает одни шестерки от компетентного жюри.
Самое интересное, что ключевую роль в распространении подобных заблуждений играют судьи-профессионалы, которые сидят в этом самом жюри. Когда из уст Татьяны Анатольевны Тарасовой в "Ледниковом периоде" звучит похвала, быть может, и заслуженная, но ужасно преувеличенная, не знаешь что и думать. То ли наши артисты такие талантливые, что за месяцы справляются с многолетним объемом работ, то ли все люди, занимающиеся фигурным катанием, неудачно выбрали себе профессию. Разве не обидно, будучи профессиональным фигуристом, услышать в адрес актера что-то вроде "с вашим номером можно хоть сейчас в турне по стране отправляться"?
Именно в этом смысле Вильясон, который может считаться главным вдохновителем Popstar to Operastar, действительно может "убить" оперу как искусство в глазах массового обывателя, которому и адресована эта передача. Популяризации толком не выйдет, и высокое искусство так и останется недоступным для масс.