В конце января стало известно, что швейцарские власти оштрафовали компанию "Ренова" российского бизнесмена Виктора Вексельберга за нарушения законов, касающихся раскрытия информации. Швейцарские регуляторы уже не первый год подозревают Вексельберга в противоречащих закону сделках, но раньше дело до штрафов не доходило.
О штрафе со стороны федерального департамента финансов Швейцарии (FDF) "Ренова" сообщила сама. Выяснилось, что штраф наложен еще в середине декабря, а его сумма названа в пресс-релизе компании "беспрецедентной": 40 миллионов швейцарских франков (38 миллионов долларов).
Дело касается покупки акций местного производителя электроники Oerlikon. С 2006 по 2008 год "Ренова" активно приобретала акции этой компании, доведя свой пакет до 44,7 процента. В том же 2008 году "Ренова" создала с австрийской Victory Industriebeteiligung совместный фонд по управлению контрольным пакетом Oerlikon.
Казалось бы, ничего подозрительного в такой сделке нет, но власти Швейцарии считают, что на самом деле Victory Industriebeteiligung и "Ренова" договорились о том, как они будут управлять Oerlikon, еще в 2006 году, когда российская компания еще была миноритарным акционером швейцарской фирмы. Это противоречит законам Швейцарии: "Ренова" и Victory Industriebeteiligung должны были уведомить регулятора о совместных действиях.
Газета "Ведомости" со ссылкой на анонимного источника в "Ренове" указывает и на другое обвинение, места которому не нашлось в пресс-релизе: под подозрение швейцарских регуляторов попало то, что сделки по покупке акций Oerlikon заключались по цене, ниже рыночной. В "Ренове", впрочем, оба обвинения опровергают: в компании подчеркивают, что всегда соблюдали швейцарское законодательство, а сумма сделок была обговорена до проведения формальной операции, поэтому сравнивать ее с капитализацией Oerlikon во время купли-продажи – некорректно.
Виктор Вексельберг уже пообещал оспорить штраф в суде. Опыта общения с швейцарскими регуляторами у него хватает, ведь разного рода сложности случаются с активами российского бизнесмена в Швейцарии регулярно. Так, в апреле 2009 года в FDF объявили, что начинают административное расследование против владельцев "Реновы" и фонда Victory по делу о покупке акций другой швейцарской компании – машиностроительной Sulzer. В FDF заподозрили, что Вексельберг и его австрийские партнеры также не раскрыли информацию о сделке. Штрафов, впрочем, наложено не было: Федеральная служба надзора за финансовыми рынками (FINMA) и раньше пыталась доказать, что закон был нарушен, но так и не смогла этого сделать.
На новый уровень
И в случае Sulzer, и в случае Oerlikon в "Ренове" пытаются доказать, что возбужденные в отношении российской компании дела – результат целенаправленной борьбы против инвестора из-за рубежа. В апреле 2009 года "Ренова" отмечала, что активность швейцарских властей удивительным образом совпала с годовым собранием акционеров Sulzer, на котором команда Вексельберга инициировала отставку председателя совета директоров компании Ульфа Берга. В декабре 2009-го штраф был наложен сразу после того, как Oerlikon начала переговоры о реструктуризации своего долга и начала исполнение контракта по поставкам солнечных модулей.
Любопытно, однако, что "Ренова" не стала сразу же обнародовать решение швейцарских властей в декабре 2009 года, а дождалась более выгодного момента: в конце января 2010-го в швейцарском Давосе проводился Всемирный экономический форум, на который съехались руководители многих компаний и чиновники различного уровня. Естественно, что у российских представителей власти и бизнеса журналисты не замедлили спросить о ситуации с Вексельбергом. Таким образом, ситуация сразу же переросла из внутришвейцарского корпоративного конфликта в международный скандал.
За российского предпринимателя, в частности, заступился вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, наложенный на "Ренову" штраф "не улучшит отношений" между Россией и Швейцарией. Кроме того, Кудрин добавил, что такие действия властей Швейцарии вносят неопределенность в отношения между двумя странами.
Кудрину вторят и в "Ренове". "Решение Федерального департамента финансов рискует нанести серьезный урон всему инвестиционному климату в Швейцарии и деятельности на ее территории иностранных фирм", - говорится в пресс-релизе российской компании.
В Европе Виктор Вексельберг известен как скупщик яиц Фаберже и как совладелец ТНК-ВР. В российско-британской нефтяной компании в 2008 году произошел конфликт акционеров, который чуть не закончился исходом британцев из России. Тогда в европейской прессе это дело также рассматривалось как "прецедентное": уход BP с российского рынка мог бы значительно ухудшить и без того не самый лучший инвестиционный климат в стране. Неудивительно поэтому, что сейчас Виктор Вексельберг пытается разыграть зеркальную ситуацию и упирает именно на ухудшение инвестиционного климата. Впрочем, Швейцарии, в отличие от России, бояться нечего: для большого бизнеса ее законы являются одними из самых привлекательных в Европе. Так, именно в Швейцарии зарегистрированы небезызвестные в России газовый трейдер RosUkrEnergo или нефтяной трейдер Gunvor Геннадия Тимченко.
К русским – с подозрением
Виктор Вексельберг – не единственный российский инвестор, к которому в Европе относятся с большим подозрением. Так, британская пресса любит при всяком удобном случае покритиковать сделки "бывшего агента КГБ" Александра Лебедева. Повод в 2010 году уже был: немецкая компания Blue Wings, которая частично принадлежит Лебедеву, прекратила полеты из-за финансовых трудностей. Они, в свою очередь, вызваны конфликтом между Лебедевым и руководителем компании Йорном Хельвигом.
Не сложились отношения с местными руководителями и у "Сургутнефтегаза", который в 2009 году неожиданно купил 21,2 процента акций венгерской нефтяной компании MOL. Венгры заподозрили один из самых загадочных российских концернов в том, что он действовал в интересах "Газпрома". Также венграм показалось некорректным, что руководство MOL вплоть до последнего момента ничего не знало о смене собственника.
С особым вниманием смотрят на сделки российских бизнесменов и в Финляндии. Так, в начале января сообщалось, что структуры Геннадия Тимченко должны доплатить в местный бюджет более чем 14 миллионов евро за сделки, совершенные в 2002-м и 2004-м годах. Тимченко с обвинениями не согласен и намерен обжаловать штраф в суде.
Список россиян, которые столкнулись со сложностями при ведении бизнеса за рубежом, можно было бы продолжать и дальше: к одним с подозрением относится менеджмент, к другим – власти страны, в которую инвестируют россияне. И дело тут вовсе не в "антироссийском заговоре", а в репутации российских бизнесменов и самой России как одной из самых коррумпированных стран Европы. Так что если Вексельберг выиграет дело у швейцарских властей и добьется отмены штрафа, это станет прецедентом, с которого может начаться изменение отношения европейцев к российскому бизнесу.