Новости партнеров

На другом холме

Впечатления от игры Silent Hill: Shattered Memories

Вокруг темнота, сквозь которую едва можно различить мрачные силуэты домов. Улицы маленького городка завалены снегом. Кое-где сугробы достигают высоты в несколько метров. Выбраться из этого неприятного места невозможно. Вдруг раздается неприятный звук, и деревья, машины, фонарные столбы - все вокруг покрывается льдом. По улицам начинают бродить странные жуткие существа. В руках у молодого мужчины Гарри Мейсона лишь маленький фонарик. В этом страшном городе он ищет свою дочь Шерил. Добро пожаловать обратно в 1999 год.

Лет пять-десять назад сериал Silent Hill считался едва ли не эталонным представителем жанра survival horror. В этих играх не было какого-то чрезмерного насилия и жестокости. Или, по крайней мере, разработчики не акцентировали на этом внимание. Сериал брал другим - невыносимой атмосферой какого-то очень правдоподобного кошмара. Она складывалась из мелочей. То и дело игрок находил обрывки газет, в которых рассказывалось о жутком прошлом американского городка под названием Сайлент Хилл. Стоило выйти на улицу, и главного героя окутывал густой непроглядный туман. Вокруг постоянно слышались какие-то неприятные утробные звуки, шаги, шорохи, детский плач. Безумцам из компании Konami удавалось сделать так, что геймеры боялись не столько местных монстров, сколько каких-то абстрактных вещей. Это была боязнь самого страха.

За 11 лет, прошедших с момента выхода первой части, сериал превратился из идеального ужастика в посмешище. Команда японских разработчиков, подаривших миру Silent Hill, попросту распалась. Создание новых частей доверили западным студиям, слабо представлявшим, в каком направлении нужно развивать сериал. Самым стойким оказался бессменный композитор всего сериала Акира Ямаока - однако и он совсем недавно уволился из Konami и присоединился к студии Grasshopper Manufacture. Впрочем, он успел поработать над последней игрой - Silent Hill: Shattered Memories, которая не так давно вышла на Wii, PlayStation 2 и PSP.

Изначально разработчики говорили, что делают римейк самой первой части сериала. Однако позже выяснилось, что с игрой, вышедшей в 1999 году, у Shattered Memories очень мало общего. Несколько лет назад студия Climax выпустила Silent Hill: Origins - довольно невнятную игру, где большая часть игровых элементов была позаимствована из предыдущих эпизодов сериала. В Shattered Memories разработчики наконец-то осмелели и создали что-то действительно необычное. Нетронутой осталась лишь сюжетная завязка - Гарри Мейсон едет на машине вместе со своей дочерью Шерил и попадает в аварию. Когда он приходит в себя, то обнаруживает, что девочка пропала, и отправляется на ее поиски.

Как и прежде, большую часть времени геймерам предстоит блуждать по различным локациям в поисках какой-нибудь подсказки или выхода. Время от времени на героя будут нападать монстры, однако теперь дать им достойный отпор не получится. Если в первой части Silent Hill Гарри мог найти какие-то средства самообороны, то в Shattered Memories он безоружен. В руках героя остался лишь фонарик, которым неприятных розоватых чудищ даже поцарапать нельзя.

Ситуацию спасает то, что монстры появляются в строго определенное время. Грубо говоря, игровой процесс делится на две части. Сперва Гарри какое-то время просто бродит по городу, где ему ничего не угрожает. Потом все вокруг покрывается льдом, герой попадает в настоящий ночной кошмар, где на него начинают охотиться омерзительные порождения Сайлент Хилла. Чтобы вернуться в нормальный мир, нужно очень быстро добежать до пункта назначения, обозначенного разработчиками.

Если монстры догоняют, можно ненадолго спрятаться и подождать, пока они пройдут мимо. Если им все же удастся схватить Гарри, то он может вырваться - на Wii для этого достаточно потрясти контроллер. Впрочем, злоупотреблять этим не стоит, так как рано или поздно монстры все же смогут убить главного героя, и всю беготню придется начинать сначала. Разделение игры на подобные эпизоды отразилось на ощущениях, которые испытывает геймер. Очень быстро игрок понимает, по каким принципам работает Shattered Memories: когда она пытается напугать, а когда дает передышку. После этого перестаешь бояться вообще. Конечно, неприятно чувствовать себя жертвой и постоянно убегать. Но это именно ощущение какого-то дискомфорта, но никак не страха.

Впрочем, разработчики все же нашли способ заставить игрока нервничать во время прохождения Shattered Memories. Карты, которыми герой пользовался в предыдущих частях Silent Hill, ушли в прошлое. Осовремененный Гарри Мейсон пользуется мобильником со встроенным GPS-навигатором. Ориентироваться на местности с его помощью не всегда удобно, зато перед игроком открывается масса других интересных возможностей.

Во-первых, встроенную камеру можно использовать для того, чтобы обнаружить какие-то подсказки, которые невооруженным глазом увидеть не получится. Во-вторых, можно звонить по найденным в городе телефонным номерам. В этом случае контроллер Wii Remote со встроенным динамиком нужно приложить к уху - как настоящий телефон. Таким же образом можно прослушать найденные во время путешествий аудиозаписи. Обрывки разговоров, шорохи, всхлипы совершенно незнакомых людей - все это производит жутковатое впечатление, прямо как в старые времена.

Вообще контроллеру Wii Remote в Shattered Memories разработчики нашли очень правильное применение. Большую часть времени он отвечает за управление фонариком - нужно навести геймпад на телевизор и крутить им в разные стороны. Практически все движения геймера очень точно переносятся в игру. Отдельное удовольствие получаешь от возможности слегка приоткрыть дверь и пошарить лучом по углам очередной темной комнаты. Причем если игроку грозит опасность и он убегает от монстров, можно легко обойтись без этих церемоний - Гарри просто ворвется в помещение, оставив преследователей позади.

Интересно еще и то, что главный герой не всегда бегает по городу и прячется от чудовищ. После очередного кошмара игрок переносится в кабинет к психологу. Это еще одна довольно смелая и интересная находка создателей новой части Silent Hill. Разработчики попытались не только напугать геймера, но и объяснить источник его страхов.

Психолог - приятный и спокойный мужчина - задает каверзные вопросы и просит выполнить несложные тесты. Геймер при этом выступает в роли пациента, наблюдая за происходящим от первого лица. Интересно то, что все ответы оказывают непосредственное влияние на игровой процесс. Персонажи, которых Гарри встречает на своем пути, могут вести себя по-разному. Некоторые локации могут меняться, равно как и монстры. Конечно, различия не слишком существенные, как хотелось бы, но сама идея того, что разработчики пытаются подстраивать игру под геймера, уже неплоха.

После сумбурной Silent Hill: Origins и отвратительной во всех отношениях Silent Hill: Homecoming новую игру очень хочется похвалить. Хотя бы за то, что издательство Konami, наконец-то, перестало топтаться на одном месте и продвинулось хоть немного вперед. Ставить Shattered Memories в один ряд с первыми тремя-четырьмя частями Silent Hill было бы неправильно - это уже совсем другая игра, которую с предшественниками роднит разве что прекрасная музыка композитора Ямаоки.

Новый "ужастик" почти не пугает. Но при этом он все равно необычен и увлекателен. Такой могла оказаться Origins, если бы разработчики в последний момент не испугались своих собственных идей. Сейчас, пусть и с небольшим опозданием, они исправляют свои ошибки.

Максим Мишин