Новости партнеров

Слэш и кэш

"Мумий Тролль", Слэш и "Вежливый отказ" в обзоре дисков апреля

В апрельском выпуске "Лента.Ру" оценивает старый новый диск "Мумий Тролля", дебютную работу экс-гитариста Guns N'Roses Слэша, первый за семь лет альбом "Вежливого отказа" и странный релиз под вывеской "Маргулис, Чиж, Ромарио".

Мумий Тролль – Редкие земли

По-хорошему, за такое полагается бить морду или бойкот объявлять. Но только не в случае с коллективом Ильи Игоревича Лагутенко, которому с легкой руки критиков, хвалящих его по поводу и без и давно провозгласивших главной российской группой последних двух десятилетий (а как же, например, "Ленинград"?), можно все.

Наверное, только "Мумий Троллю" сойдет с рук выпуск под видом нового альбома старого материала. Да, знаем, что "Редкие земли", названные в честь романа любимого писателя Ильи Игоревича Василия Аксенова, изначально и были заявлены как собрание редких песен, не добравшихся в свое время до номерных пластинок. Но, простите, кто ж мог подумать, что все раритеты "троллей" исчерпываются бисайдами, давно известными любому их мало-мальскому поклоннику?!

Костяк "редкоземельного" треклиста составляют песни, которым десять лет в обед – периода недооцененного диска "Точно Ртуть Алоэ" 2000 года. Тогда, на рубеже тысячелетий, "Мумий Тролль" еще верил и активно продвигал в России сингловую культуру, причем даже на кассетах. Там-то, на "обратных сторонах" синглов "Моя певица", "Карнавала. Нет", "Невеста" и "Без обмана" и появились на свет эти "Девочкодруги", "Другие места" и прочие недохиты во главе с романтичным "Вечером", в мелодию припева которого так мило и органично улеглось слово "Индустрия".

Далее на диске контрапунктом представлены такие же "редкие" работы времен сотрудничества Ильи Игоревича с авторами блокбастеров про "дозоры" – практически весь "вампирский" сингл "Иди, я буду" и инструментальная тема из финала "Дневного дозора", где Добро и Зло в лице Владимира Меньшова и Виктора Вержбицкого мокнут под дождем в сквере. В нагрузку добавлены мелодия "Война человечков" из мультфильма "Незнайка и Баррабас", "Саундтрек" с прошлогоднего трибьюта Рикошету и бездарный дуэт "Скажи наркотикам – Нет!" с бездарным рэпером по кличке Ка4, прославившимся матерной рифмой к фамилии поп-продюсера Виктора Дробыша. Единственным хитом пластинки выступает финальная "С новым годом, крошка!", под которую ваш автор, помнится, встречал далекий 1999 год.

Что из всего этого безобразия следует? Что "Мумий Троллю" образца 2010 года, уже привыкшему ежегодно потчевать поклонников свежими творениями, похвастать перед публикой нечем (не песней же "Смог" щеголять, в конце концов) и что предпринимательский талант Ильи Игоревича найдет должный выход из любой безвыходной ситуации. Банальная истина "Все новое – это хорошо забытое старое" в миллионный раз получила свое подтверждение. Учитесь делать деньги, господа.

Slash – Slash

Слэш признается, что раньше, в бытность гитаристом Guns N'Roses и Velvet Revolver, он часто музицировал под кайфом, но теперь находится в плотной завязке. Он не скрывает, что очень хотел, чтобы на его альбоме спел Том Йорк, но у него попросту не хватило духу набрать телефонный номер лидера Radiohead. Наконец, 44-летний музыкант, чья карьера длится уже больше четверти века, откровенничает, что посвятил свой дебютный сольный альбом, лаконично озаглавленный "Slash", "своему главному фанату" - покойной матери, скончавшейся от рака легких во время записи пластинки.

Со стороны может показаться, что старина Сол Хадсон окончательно растерял рок-н-ролльный драйв и переместился в лигу старперов. Вы правы, кудрявого молчуна в черном цилиндре уже сложно причислить к кумирам молодежи, а его музыка прочно застряла в прошлом веке, но… эта музыка все еще обладает нечеловеческой силой и может смести на своем пути любого.

На записи своего диска Слэш собрал весь золотой состав Guns N'Roses (Иззи Страдлин, Дафф Маккаган, Стивен Адлер) за исключением, естественно, Акселя Роуза, которого гитарист в последнее время странным образом неумеренно хвалит. Но это только цветочки. Пускай не случилось Роуза и Йорка, зато Слэшу с радостью подпели Игги Поп, Лемми Килмистер, Оззи Осборн, Крис Корнелл, Кид Рок, Ян Эстбери и много кто еще. А простое перечисление тех, кто зашел в студию подыграть, с легкостью займет еще один абзац.

Но дело не ограничивается одним лишь организаторским талантом Слэша. С сочинительством тоже все в порядке. Добрая половина альбома – первосортные хиты. И старомодная оболочка, от которой вся современная молодежь, по идее, должна бежать как от огня, им только к лицу. Ох, рано, сынки, старика в цилиндре хоронить да к стенке ставить. Пуля, как говорится, дура, а Слэш – молодец.

Вежливый отказ – Гуси-лебеди

Слушать "Вежливый отказ" неподготовленной аудитории сложно (на презентации диска "Гуси-лебеди" в "Икре" часть публики под гнетом тяжелого неудобного звука потеряла концентрацию и принялась выпивать да обсуждать будничные проблемы уже к середине концерта), но нужно. Группа "Вежливый отказ" остается пока единственным достойным оправданием всей бессодержательности, царящей последнее время в российской музыке.

Впрочем, "Отказ" всегда был (и, думается, останется) антитезой всем свойственным нашим музыкантам непрофессионализму, безалаберности, лени, апатии etc., которые, конечно, периодически можно приписать и ему самому. Еще с 1980-х группа плыла где-то сбоку от основных течений, заигрывая с джазом, авангардом и арт-роком и при этом умудряясь собирать такие же толпы, что и "Аквариум", "Кино" и "Зоопарк". Таких как "отказники" самородков тогда можно было по пальцам пересчитать. "Поп-механика" и "Аукцыон" в Питере, "Коллежский асессор" в Киеве, "Не ждали" в Таллине, "Звуки Му" и "Отказ" в Москве. Больше сходу никто не вспоминается, а в среде сегодняшних кумиров таких нет и подавно.

Поразительно, но "Гуси-лебеди" (качаем здесь) родились довольно случайно. Однажды друг группы пришел к музыкантам со словами "Не могу больше, душа просит" и дал денег на запись. В результате, перефразируя одну из новых песен, страна сдалась без боя – получилась настоящая крепкая ретроспектива лучшего от "Отказа" (на новом альбоме можно услышать отголоски и "Пыли на ботинках", и "Этнических опытов", и "Косы на камень", и "Герани"), но тщательно замаскированная под милую и шутливую игру по перенесению побасенок в диапазоне от "идет коза рогатая за малыми ребятами" и "то березка, то рябина" до цыганочки и блатняка в академическую среду.

Все эти ссылки, вольные или нет, легко здесь считываются, но они не самоцель, а лишь средство ее достижения. Оная же, как и прежде, являет собой бесконечный поиск себя, постоянное перерождение с каждой новой нотой. Перед выходом диска "Гуси-лебеди" лидер "Отказа" Роман Суслов признался, что этот альбом, по его гамбургскому счету, недоделан и продолжает расти и видоизменяться с каждым новым концертом. Фактически, в истории "Вежливого отказа" так было всегда. Именно поэтому эта группа никогда не сможет надоесть.

Маргулис, Чиж, Ромарио – Имена

24-летнее музыкальное дарование с Урала Роман Луговых по прозвищу Ромарио со школы мечтал сыграть с кумирами своей юности Евгением Маргулисом из "Машины времени" и Сергеем "Чижом" Чиграковым. Набравшись смелости, Ромарио отправил свои демо "машинисту", и, о чудо, тот согласился поучаствовать в записи его песен. Да еще вместе с Чижом привел в студию Билли Новика из Billy's Band, "дедушку уральского рока" Александра Пантыкина да Андрея Макаревича заставил обложку для диска рисовать.

Когда тебе втюхивают подобные истории, невольно задумываешься, что фея у Золушки была отнюдь не бедной. Отчасти так оно и есть, отец Ромарио - Вячеслав Луговых, успешный медиаменеджер, возглавляющий "Четвертый канал" Екатеринбурга. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и само дарование. Судя по обрывочным сведениям в интернете, в родном городе Ромарио уже зарекомендовал себя как успешный и популярный музыкант. В его багаже уже более 400 песен и музыка к популярным телепроектам типа Comedy Club.

Правда, те девять треков, выбранных из 400 для дебютного альбома Ромарио, прямо скажем, особо не блещут. Хоть первый сингл про Таню, которая "по-прежнему дура", или хоть призыв Чижа "Пой как Маргулис", где еще и Брюс Уиллис не к селу помянут. В основном на диске представлен легковесный поп-рок и пресные блюзы с наивной любовной лирикой и, конечно, цитатами из кумиров, нежданно ставших соратниками.

Апофеозом диска "Имена" стала спетая Маргулисом от лица школьника ода во славу летних каникул и финальная эпическая баллада о настоящей дружбе, суть которой сводится к строчке припева "Вот бы вновь на ту квартиру, чтобы пить все выходные". То ли еще будет, Ромарио уже пишет совместный альбом с Александром Ивановым из "Рондо". Свят, свят, свят.