День Победы 9 мая окончательно стал главным официозным праздником в России. Официозным - то есть, помимо всего прочего, пропагандистским. В этом качестве ему не смогли составить конкуренцию ни День России 12 июня, ни День народного единства 4 ноября, ни День защитника Отечества 23 февраля. Однако чем больше в празднике официоза, тем больше раздражения он вызывает у так называемых "простых граждан".
Бытовые неудобства
Москва как главный центр торжеств стала и главным центром этого раздражения. Во-первых, бытовые неудобства, связанные с перекрытием центра города и чудовищными пробками. Причем это касалось не только собственно 9 мая, но и предшествующих двух недель, когда военные репетировали традиционный парад. Еще 6 мая Николай Данилов aka Норвежский Лесной, живущий в Москве на Тверской (той самой улице, по которой военная техника едет на Красную площадь на парад) опубликовал в своем ЖЖ художественный рассказ о теракте во время одной из репетиций. Рассказ завершался фразой: "Как же вы зае**ли со своим парадом!"
Накануне Дня Победы жители как минимум одного дома на Тверской обнаружили в подъезде объявление о том, что во время парада запрещено выходить на балкон. Кто и на каком основании ввел запрет - в объявлении не уточняется, но кому ж захочется проверять, что будет, если запрет нарушить...
Помимо всего прочего, лязг и грохот военной техники, расставляемой в парадную колонну на Тверской, будил "центровых" ранним, очень ранним утром выходного дня, когда вообще-то хочется выспаться. А до кого не долетал лязг и грохот - тех будил рев парадных самолетов.
Блоги полнятся сообщениями жителей центра Москвы, как их не пускали домой или не выпускали из дома, причем не всегда помогал даже паспорт с соответствующей пропиской. Москвичей, которые в праздничные дни пытались уехать на дачу или вернуться с дачи, ожидали многочасовые пробки, особенно если дача находится к западу от города - со стороны правительственных трасс и аэропорта "Внуково-2", куда прилетали высокие зарубежные гости.
При всем при том, как отмечает, например, ЖЖ-юзер a_supergirl, на Тверской в принципе не было предусмотрено места, куда могли бы прийти люди, чтобы посмотреть парад. Предполагается, видимо, что гражданам следует смотреть парад исключительно по телевизору и не создавать толпу. Блогеры жалуются, что на парад не пригласили даже многих ветеранов - их дедушек и бабушек. То ли забыли, то ли еще что...
Той же a_supergirl некоторые комментаторы не замедлили посоветовать съехать из центра Москвы в какой-нибудь тихий и спокойный спальный район, а если уж так хочется повыпендриваться шестью окнами на Тверскую - то придется терпеть неудобства.
Самарский хор
Вообще, жалобы москвичей на тяжкую долю обитателей столицы, как правило, не встречают сочувствия у жителей других российских городов. Однако не только в Москве пропагандистский угар доводил власти до, мягко говоря, небесспорных решений. Громкая история случилась, например, в Самаре. Городские власти решили привлечь к поздравлению ветеранов поистине гигантский детский хор. Сначала говорилось о 7 тысячах человек, потом о 6 с чем-то, потом о 5 с чем-то (из них детей - 3793). Их планировалось выстроить на площади Славы, на самом солнцепеке (начало мая в Самаре выдалось жарким - до +30 градусов), чтобы они там пели несколько часов.
Вокруг этой истории много чего накручено. Кто-то тут же усмотрел политическую подоплеку: дескать, кто-то дискредитирует самарского мэра Виктора Тархова. Поговаривали, что мэрия подала заявку на рекорд Гиннеса. Если это и так, то рекорд провалился: в результате поднятого блогерами и местными журналистами шума, поддержанного городской прокуратурой, детей, по свидетельству очевидцев, "было минимум".
Атрибутика
В преддверии праздника с привычной уже ожесточенностью разгорелись споры о Сталине. Точнее, о том, следует ли размещать в городе праздничные плакаты с его изображением. Аргументы обеих сторон давно известны: "Он был верховным главнокомандующим!" - "Он был палачом собственного народа!" - "Наши деды шли в атаку с его именем на устах!" - "Из-за репрессий и трусости Сталина немцы дошли до Москвы!"... и так далее, и так далее, и так далее. Подобные дискуссии в блогосфере и так-то совершенно необозримы (и столь же предсказуемы), а уж в преддверии праздника и вовсе разрослись до циклопических размеров. Все галдят об исторической памяти, о мнении ветеранов, о зловредных мифах (внедренных с Запада или внедренных сталинистами), о миллионах жертв, резолюциях ПАСЕ...
В Москве скандал вокруг идеи мэра Юрия Лужкова развесить на День Победы по городу плакаты со Сталиным разгорелся еще в феврале месяце. Столичного градоначальника ругали не только правозащитники, но даже и центральные телеканалы. Лужков отчаянно отбивался, но в конце концов проиграл.
А вот в Питере нашелся ЖЖ-юзер viklamist (в миру - Виктор Логинов), который оказался - сюрприз, сюрприз! - хитрее Лужкова. Он организовал общественную кампанию, собрал деньги, выкупил под рекламу борт автобуса и разместил изображение Сталина на нем. Автобус, немедленно прозванный "сталинобусом", вскоре подвергся нападению вандалов-антисталинистов. Каковых антисталинистов, в свою очередь, моментально записали в "грантоеды" и "ненавистники России". "Контрплакат" антисталинистам разместить не удалось.
Кроме изображения Сталина, ожесточенные споры и раздражение вызвал другой праздничный атрибут, ставший уже традиционным, - георгиевские ленточки. Их раздают на улицах, выдают детям в школах, присылают по почте (в том числе в комплекте с некоторыми газетами). Их повязывают на все мыслимые и немыслимые места. На аргумент, что-де это знак солдатской награды, для получения которой нужно совершить воинский подвиг, еще можно возразить: это, мол, не сама награда, а всего лишь символ, к тому же ее и раньше использовали как самостоятельный атрибут. Но вот на то, что к символу этому далеко не всегда относятся подобающим образом, не возразишь. Символизм как-то не очень работает: ленточка, которая должна обозначать память и почтение к славным предкам, напоминать об их подвиге, благородстве и великодушии, не мешает творить большие и маленькие подлости.
Впрочем, когда по городу-герою Москве в День Победы расхаживают фальшивые ветераны (фото Рустема Адагамова aka drugoi) - споры о георгиевской ленточке смотрятся как-то нелепо.
От сердца
Но это все внешняя сторона дела. Тут есть еще и идеологическая составляющая. И не в том даже дело, что кому-то очень не понравилось участие в параде солдат союзнических армий ("примааазываются!", "натовские сапоги маршируют по Красной площади!" и прочий "ужас-ужас"). Все еще глубже. Когда Артемий Лебедев много пишет про то, что культ Победы стал в России параллельной религией, можно списать это на его всегдашнюю эпатажность.
Однако вот что интересно. "Наброс" Артемия Лебедева оказался одним из очень немногих блогерских высказываний по сути праздника. В основном блоги были заполнены обсуждениями бытовых неудобств, пропагандистских "перегибов на местах", Сталина, георгиевских ленточек, натовских солдат на Красной площади, тактико-технических характеристик парадной военной техники, стоимости всего этого действа и как было бы лучше потратить эти деньги... и так далее, и тому подобное.
ЖЖ-юзер nektov назвал ситуацию с Днем Победы в 2010 году "истерией, но условной, кажимой". Как будто люди сами себя заставляют истерить, старательно утрируя собственные чувства, чтобы не отстать от других в гордости за страну и благодарности ветеранам. Пожалуй, это и есть главное следствие окончательного превращения Дня Победы в главный официозный праздник.