19 мая "Яндекс" запустил поиск по мировому интернету. Предложение увидеть исключительно англоязычные или смешанные результаты показывается теперь каждый раз при вводе латинского запроса. Кроме того, исключительно по-английски будет говорить запущенный в тестовом режиме yandex.com.
Внешне новая возможность проявляется надписью "Результаты" и выбором "все", "в Рунете" и "в мировом интернете" на странице поисковой выдачи. Изнутри все гораздо серьезнее. Зарубежную поисковую базу "Яндекс" накапливал два года. Сейчас там 4 миллиарда страниц - свыше 40 процентов от почти десяти миллиардов, которые и составляют весь индекс поисковика. Восемьдесят процентов "иностранщины" приходится на англоязычные страницы.
Аналитики и журналисты сходятся во мнении: зарубежный поиск позволит "Яндексу" встать вровень с Google, который изначально не экономил ресурсы, индексируя всю Сеть, а не ее часть.
Google в России отстает от "Яндекса", особенно с того момента, когда поисковик перешел на новую технологию ранжирования результатов "Матрикснет" и значительно улучшил качество поиска. Тем не менее, Google, занимающий более 30 процентов рынка поиска в Рунете, остается самым серьезным конкурентом "Яндекса". Стоит также отметить, что Google редко когда проигрывает поисковую гонку на местных рынках и располагает гораздо большими ресурсами, чем "Яндекс".
Присутствие "Яндекса" на мировом рынке усилилось еще до запуска всемирного поиска. Еще в августе 2009 года он был, по оценкам comScore, восьмым по числу запросов поисковиком. К декабрю 2009 года "Яндекс" поднялся до седьмого места.
Более того, за год ему удалось увеличить этот показатель на 91 процент, что сделало "Яндекс" самым быстрорастущим поисковиком в мире. По числу запросов "Яндекс" сумел обойти даже Facebook, который, впрочем, совсем не поисковик, а просто ресурс с полумиллиардом пользователей.
В "Яндексе" между тем утверждают, что не собираются выходить на мировой рынок, а иностранный поиск сделали для русскоязычных пользователей. Планов по выходу на мировой рынок сейчас нет, сообщил "Ленте.ру" пресс-секретарь "Яндекса" Очир Манджиков. Появление сервиса объясняется тем, что доля запросов к "Яндексу" на латинице составляет 12-15 процентов. Это много, если учесть, что в день пользователи задают поисковику около 100 миллионов вопросов.
Запрос на латинице по умолчанию ищется в обеих поисковых базах, однако приоритет имеют местные результаты. В альфа-версии поиска на yandex.com сделан больший упор на англоязычную аудиторию. Кроме того, там будут испытываться новые возможности всемирного поиска. В пресс-релизе сообщается, что в будущем полнота поиска увеличится, а в выдаче появятся мультимедийные результаты.
Насколько можно судить, речь идет о поиске картинок. Можно, конечно, сказать, что иногда русскоязычным пользователям нужны и картинки из Большого Интернета. Однако затраты ресурсов на этот дополнительный сервис не сопоставимы с небольшой долей любителей латинских запросов. Скорее всего, у активного развития поиска по мировому интернету есть и некая другая цель.
Гадать, каковы долгосрочные цели "Яндекса", бессмысленно. Есть лишь одно соображение, которым нельзя не поделиться. Когда-то газета "Коммерсант" писала о том, что "Яндекс" якобы начал поиск инвесторов для выхода на биржу.
В компании утверждают, что в 2010 году на IPO не выйдут. Тем не менее, до сих пор ходят слухи, что "Яндекс" не отказался окончательно от подобных планов. Если в этих слухах есть хотя бы крошечная доля правды, то запуск зарубежного поиска - абсолютно понятная часть стратегии. Немаленький международный поисковый индекс будет большим преимуществом в глазах инвесторов.
В конце концов, кто его знает, что они там ищут в своей России.