Спустя четыре дня после прогремевшего на весь мир шпионского обмена появились сообщения, что в США по обвинению в шпионаже в пользу России задержан еще один человек. Таким образом, количество задержанных американскими властями предполагаемых агентов российских спецслужб достигло 12-ти. А состоявшийся в Вене шпионский обмен, очевидно, не поставил точку в истории "русских шпионов".
О том, что к компании Анны Чапман, Михаила Семенко и еще девятерых выявленных американскими властями "русских шпионов" добавился еще один, вечером 12 июля написал The Wall Street Journal. Ссылаясь на заявление анонимного, но информированного источника, близкого к ФБР, издание сообщило, что контрразведчики задержали и допрашивают двенадцатого предполагаемого шпиона из России.
Правда, в отличие от Чапман и прочих, которые, в большинстве своем, стали мировыми знаменитостями, о новом подозреваемом известно крайне мало. Имя задержанного не называется, не сообщается также, где он содержится. Известно, что ему 23 года и что он является гражданином России. В США он жил по полученной в 2009 году визе. 26 июня 2010 года его виза была аннулирована - видимо, задержан молодой человек был незадолго перед этим или же вскоре после. В понедельник, 12 июля, решался вопрос о его депортации.
По сведениям The Wall Street Journal, визу задержанному выдали в августе 2009 года. А уже в октябре россиянином заинтересовались американские спецслужбы, которые, как известно, на протяжении десяти лет выслеживали членов шпионской группировки, связанной со Службой внешней разведки (СВР) РФ.
В то же время, улик, достаточных для того, чтобы выдвинуть двенадцатому "шпиону" официальное обвинение, следователи собрать не смогли. Сообщается, что характер его шпионской деятельности как-то отличался от того, чем занимались в США осужденные россияне. Видимо, именно поэтому он не фигурировал в деле "русских шпионов" вместе с остальными. Возможно, впрочем, что на момент суда над "шпионами", который состоялся 8 июля, двенадцатый предполагаемый разведчик еще не был задержан.
Так или иначе, но когда Москва и Вашингтон договаривались о проведении шпионского обмена - крупнейшего со времен "холодной войны", когда обмены провалившимися агентами были обычной практикой - о 23-летнем россиянине ничего не сообщалось.
В результате обмена, который состоялся 9 июля в аэропорту Вены, в Москву были отправлены 10 "русских шпионов", арестованных в США 27 июня. Еще одному удалось скрыться - задержанный на Кипре Кристофер Метсос исчез после того, как вышел под залог в 32,5 тысячи долларов. С остальными уже ведут работу "компетентные органы" - как писала газета "Московский комсомолец", в настоящее время "шпионы" находятся в Ясенево, где располагается главное здание СВР. Предполагается, что общение с провалившимися агентами продлится от нескольких дней до нескольких недель.
Перед сделкой в СМИ высказывались предположения, что в обмен на 11 "шпионов" США потребуют от России предоставить равное количество человек. Однако в результате от России в обмене участвовали всего четверо: ученый Игорь Сутягин, бывшие сотрудники спецслужб Сергей Скрипаль и Александр Запорожский (работавшие, соответственно, в ГРУ и СВР), а также заместитель начальника службы безопасности телекомпании "НТВ-Плюс" Геннадий Василенко, в прошлом - тоже ветеран российской разведки.
При этом сообщалось, что американская сторона сама составила список лиц, которых хотела бы получить от России в обмен на провалившихся шпионов. По некоторым данным, необходимым условием сделки было лишь обязательное присутствие в списке Сутягина.
Многие в США сочли такой обмен неравноценным. Более того, само решение оперативно уладить скандал, договорившись с Россией об обмене, тоже вызвало немало споров. Политики критиковали администрацию Барака Обамы за мягкотелость, обвиняя президента в том, что своими действиями он фактически дал России понять, что за шпионскую деятельность в США не следует никакого наказания.
Сходной точки зрения придерживались и ветераны американских спецслужб. Так, бывший сотрудник ЦРУ Джин Койл (Gene Coyle), в годы "холодной войны" работавший на советском направлении, счел, что выдавать "шпионов" России было ошибкой. В своей колонке для CNN он написал, что президент правильно рассудил, поставив нормальные отношения с Россией выше принципиальности в деле о десяти агентах, к тому же не самых влиятельных. В то же время, по его мнению, перед обменом провалившихся разведчиков следовало бы подержать в тюрьме хотя бы некоторое время. Во-первых, чтобы "дать правильный сигнал Путину и СВР". Во-вторых, чтобы российские спецслужбы не имели возможности воспользоваться показаниями своих агентов в ходе работы над ошибками.
А такая работа, по всей видимости, ведется. Если поначалу российская сторона пыталась отгородиться от шпионского скандала, да и во всем мире дело "русских шпионов" были склонны считать скорее мистификацией, то, едва согласившись на обмен (со всеми полагающимися заявлениями официальных СМИ о том, что "Россия своих не бросает"), Москва тем самым окончательно признала арестованных своими агентами. А агентам по возвращении полагается дебрифинг - детальное разбирательство, в данном случае, того, что пошло не так.
Источники российских информагентств в спецслужбах и других силовых ведомствах уже даже начали на условиях анонимности рассказывать о том, чем же занимались в США пойманные разведчики. Так, "шпионов" охарактеризовали как "резидентов второго уровня" - то есть они не занимались непосредственной разведывательной деятельностью, а только передавали зашифрованную информацию из центра. В общем, это подтверждает обвинения американских властей. Также источники признают, что в спецслужбах проводится работа по выявлению среди агентов возможного предателя.
В этой связи появление в истории о "русских шпионах" нового фигуранта может стать для США возможностью заявить, что дело остается открытым и после шпионского обмена. Таким образом, Вашингтон сможет продемонстрировать как американцам, так и россиянам, что гуманное обращение с десятью "шпионами" было лишь своеобразным предупреждением, напоминанием о бдительности американских спецслужб.
Впрочем, существует вероятность, что 23-летний россиянин попросту оказался фигурой не достаточно значительной, чтобы включать его в шпионский обмен. Характеризуя нового задержанного, источник CNN, близкий к следствию, заявил, что если десять депортированных "шпионов" были "мелкой рыбешкой", то новому задержанному "и вовсе не нашлось бы места в аквариуме".