Во всем мире эксклюзивное французское шампанское Cristal с XIX века является признаком роскоши и достатка. В России, для которой оно и было создано, журналисты уже давно окрестили его любимым напитком олигархов. И только отечественным чиновникам в пузырьках этого уникального вина чудится угроза экономике. По их мнению, название Cristal сходно до степени смешения с брендом водки Kristal. А этого, сами понимаете, допустить нельзя.
Cristal Louis Roederer считается самым дорогим вином французского дома Louis Roederer. Оно было создано еще для императора Александра II. Название свое шампанское получило из-за того, что Александр попросил разливать вино в прозрачные хрустальные бутылки. Император, по одной из версий, опасался, что в обычных стеклянных бутылках зеленого цвета может оказаться бомба.
Долгое время Россия была единственным местом, куда поставлялось Cristal, пока в 1917 году империю не захлестнула революция. Тогда Louis Roederer вовсе потерял свой рынок сбыта. Но фирма выжила и до сегодняшнего дня производит свое уникальное шампанское.
Россия, которая когда-то имела исключительную привилегию на сладковатое шампанское Cristal, вновь начала пить его уже после развала СССР. Сейчас Cristal, конечно, уже не столь эксклюзивен, как некогда. Но и сегодня его может позволить себе лишь тот человек, доход которого значительно выше среднего. В каталоге компании Simple, эксклюзивного импортера этого вина в России, представлено шесть наименований шампанского под брендом Cristal по цене от 9,99 до 99,99 тысяч рублей за бутылку.
Спор вокруг торговой марки Cristal начался в апреле 2009 года, когда палата по патентным спорам Роспатента признала охрану в России товарного знака Cristal недействительной. Это решение было вынесено по жалобе российского ФКП "Союзплодоимпорт" (управляет государственными брендами, в основном алкогольными), считающего, что название Cristal сходно до степени смешения с водкой Kristal, права на которую принадлежат ФКП.
Cristal и Kristal
"Союзплодоимпорт" был создан в 2001 году для того, чтобы оспаривать права на бренды Stolichnaya и Moskovskaya группы SPI, контролируемой предпринимателем Юрием Шефлером. В конце 2001 года после судебных разбирательств между Минсельхозом и группой SPI более 40 водочных товарных знаков были перерегистрированы на РФ в лице Минсельхоза, а позже переданы "Союзплодоимпорту". Это предприятие оспаривало регистрацию товарных знаков Stolichnaya и Moskovskaya в каждой стране, где SPI продавала свою продукцию. Позднее юристы "Союзплодоимпорта" взялись защищать в судах и другие торговые марки, со временем добравшись и до бренда Kristal.
В 2005 году "Союзплодоимпорт" на основании сходства знаков добился прекращения выпуска в Калуге водки под торговой маркой Cristall, перерегистрировав ее на себя. Затем чиновники обратили внимание и на французское шампанское Cristal. Представители "Союзплодоимпорта" посчитали, что товарный знак Cristal (международная регистрация в 1946 году, российская - с 1994 года) французской Louis Roederer сходен с маркой Kristal (зарегистрирован в России в 1974 году), принадлежащей самому "Союзплодоимпорту".
Оба знака - Cristal и Kristal - зарегистрированы по 33-му классу "Алкогольные напитки", но Cristal в категории "шампанские и вина", а Kristal - "водка". При этом водку Kristal весной прошлого года в России никто даже не производил. Лишь в ноябре 2009 года "Союзплодоимпорт" передал лицензию на выпуск Kristal московскому заводу "Кристалл". Начался ли ее выпуск, неизвестно. Зато выяснилось, что ФКП сам мог лишиться торговой марки Kristal. Ведь по закону, если знак в России не используется в течение трех лет, он может быть аннулирован.
Глава "Союзплодоимпорта" Владимир Логинов утверждал, что ФКП собирается предложить французам уплачивать роялти за импорт и продажу в России Cristal, а до заключения соглашения оборот шампанского в России может считаться незаконным. Перед импортером Cristal в России - дистрибуторской компанией "Виником" - замаячила реальная угроза столкнуться с запретом на ввоз премиального шампанского. Для этого было достаточно иска со стороны "Союзплодоимпорта" с требованием прекратить продажу этого товара.
Осенью 2009 года стало известно, что у Cristal сменился импортер в России – эксклюзивное право продавать в России Cristal получила виноторговая компания Simple. В "Виникоме" утверждали, что это не французский дом отказался от услуг "Виникома", а импортер признал нецелесообразной работу с французами после того, как Louis Roederer проиграл патентный спор по ключевой марке Cristal.
В Simple же надеялись, что конфликт вокруг поставок Cristal разрешится вслед за сменой руководства в "Союзплодоимпорте". Дело в том, что летом 2009 года из "Союзплодоимпорта" ушел прежний руководитель предприятия Владимир Логинов, который с момента создания ФКП в 2002 году боролся за получение предприятием прав на товарные знаки. Это позволяло требовать роялти с компаний, выпускавших продукцию под этими марками. Но в июле 2009 года Логинов был отправлен в отставку, а новым гендиректором "Союзплодоимпорта" был назначен бывший офицер госбезопасности Александр Чуркин.
К тому моменту Louis Roederer уже успела подать иск в московский арбитраж, чтобы оспорить решение палаты по патентным спорам. И на первом же заседании суда, которое состоялось в октябре 2009 года, Роспатент неожиданно признался, что допустил ошибку. В результате суд подтвердил правовую охрану товарного знака Cristal в России, признав недействительным решение палаты по патентным спорам о ее отмене.
Выяснилось, что "Союзплодоимпорт" при подаче жалобы пропустил пятилетний срок с момента публикации сведений об охране товарного знака Cristal. Получилось, что для знаменитого шампанского правовая защита в России была введена при регистрации в 1994 году, а ФКП подало возражения против регистрации бренда лишь в 2008 году. Но ФКП не собиралось сдаваться, подавая одну за другой апелляции на решения нижестоящих судов. Все иски "Союзплодоимпорт" проиграл. Сейчас госкомпания собирается искать правды в Высшем арбитражном суде.
Новая тяжба
В качестве товарных знаков в России могут быть зарегистрированы словесные, графические, объемные и другие обозначения и их комбинации. В частности, логотипом принято называть словесный товарный знак. В этом случае, знаком является слово и при регистрации критерии охраноспособности Роспатента применяются к слову (Сristal), а не к его изображению (этикетке шампанского Сristal).
Пока неизвестно, закончатся ли на этом злоключения Cristal в России. Дело том, что Louis Roederer добилась правовой охраны знака Cristal лишь в виде изображения его на этикетке своей продукции. В результате Палата по патентным спорам в 2010 году вновь отказала Louis Roederer в предоставлении правовой охраны, но теперь уже словесного знака Cristal.
В апреле 2010 года Louis Roederer второй раз подал в суд, чтобы оспорить решение Роспатента. При этом на слушание в суд по своей инициативе явились представители "Союзплодоимпорта". К июлю 2010 года суд вынес свое решение: арбитраж лишил словесный товарный знак Cristal охраны в России.
Пока неясно, как последнее решение суда отразится на поставках шампанского в Россию. Видимо, французам следует дождаться решения Высшего арбитражного суда по графической марке, на которое Louis Roederer сможет позднее сослаться в споре с "Союзплодоимпортом" относительно словесного товарного знака Cristal.
Позиция "Союзплодоимпорта" в споре с французами довольно странна. Очевидно, что российские потребители едва ли перепутают элитное шампанское с дешевой водкой, а Louis Roederer вряд ли когда-нибудь будет добиваться запрета на производство в России водки Kristal. И вообще, ну с какой стати Louis Roederer должен платить роялти "Союзплодоимпорту" за использование собственного товарного знака, известного во всем мире с конца позапрошлого века. Из-за того, что его когда-то сделали по заказу Александра II?