24 сентября группа из Бристоля Massive Attack приедет на пятилетие телеканала A-ONE и даст уже третий по счету концерт в Москве. Коллектив в настоящее время находится в туре в поддержку своего последнего на сегодняшний день альбома "Heligoland", вышедшего в феврале 2010 года. Незадолго до очередного московского выступления ключевой участник группы Роберт дель Найя поговорил с "Лентой.Ру" о неизданных песнях, саундтреках и вокалистках.
"Лента.Ру": Будет ли сценическое шоу отличаться от прошлогоднего? В прошлом году вы сорвали аплодисменты, запустив на экране заголовки из российской желтой прессы. Вы поступаете так в каждой стране?
Роберт дель Найя: Точно так и поступаем, заголовки местных таблоидов сопровождают каждое наше выступление. Шоу так задумано, что оно затрагивает существующие в мире разногласия и мы стараемся отразить все конфликты, от незначительных до глобальных. Мы живем в эпоху информации со всеми ее противоречиями. Сейчас мир устроен так, что могут произойти самые странные события.
Привезете ли в Москву Дэймона Албарна? Его песня на альбоме получилась одной из лучших. Очень хотелось бы послушать ее живьем.
Нет, конечно. (Смеется.) Дэймон сейчас вместе с Gorillaz в американском турне.
Как дела у Трики? Недавно в СМИ появлялась информация, что вы помирились и готовы вновь поработать вместе. Произойдет ли это?
Да, мы обсуждали такую возможность. Мы закончим этот тур в ноябре и к следующему году, думаю, соберемся вместе в студии, будет что-то интересное. Чего нам всем бы хотелось — создать какую-то непривычную обстановку, которая была бы в новинку и для Massive Attack, и для Трики.
Как сложилось ваше сотрудничество с Мартиной Топли-Берд? В этом есть некая ирония: муза Трики стала одной из основных вокалисток Massive Attack.
У Мартины есть какая-то правильная энергия. Когда мы записываемся вместе, у нас возникает, что называется, "химия". Я очень ценю возможность поработать с ней.
С какой из вокалисток вам больше всего понравилось работать? Кто стал за эти годы Главной музой самих Massive Attack?
Так сходу невозможно ответить. Я, на самом деле, и не думал их сравнивать. Каждая из них — удивительная и уникальная личность. Мы всегда хотели вновь поработать с Элизабет Фрейзер (Elizabeth Fraser). И мы, и она живем в Бристоле, но в последнее время на публике Элизабет не видно, она мало с кем общается. Тем не менее, снова оказаться с ней в студии было бы отлично.
Вы говорили, что подготовили объем материала, достаточный для двух альбомов. Более того, некоторые неопубликованные песни даже звучали на концертах. Будут ли эти треки когда-нибудь изданы?
Ну, наверное. Все зависит от песни, конечно. Вот играешь что-нибудь на концерте перед публикой, и появляется правильная атмосфера, энергетика. Но это ускользающее ощущение. А в студийной обстановке все по-другому, и порой непросто прочувствовать трек как следует. А вообще это даже здорово, что некоторые наши треки существуют только в концертной версии.
Burial делает ремиксовый альбом или все-таки нет? Поступают противоречивые сведения.
Да, делает, точно. Мы работаем над этим релизом прямо сейчас, постоянно общаемся с Burial на этот счет. Дата выхода намечена на начало весны 2011 года. Вообще мы сейчас много экспериментируем - собираем абсолютно новый набор техники для живых выступлений, звучать все станет немного по-другому. Еще пишем новые треки для EP, которая, надеемся, выйдет в следующем году, так что сейчас у нас довольно активный период, можно сказать.
Вы работали над саундтреком к фильму "Дэнни — цепной пес" (Danny the Dog), и получились композиции, которые довольно сильно отличаются от того, что вы обычно делаете. Будете ли продолжать работать в этой сфере?
Написание музыки к фильму сильно отличается от сочинения обычных песен. Саундтрек к "Danny the Dog” действительно получился уникальной работой. Мы засели за него сразу после масштабного тура в поддержку "100th window". Вообще, писать саундтрек непросто. Приходится прикладывать усилия, ведь материал нужен самый разнообразный. Порой на запись уходит до полугода и кажется, что контролировать процесс в целом очень сложно. Нашу работу над музыкой к фильму "Битва в Сиэтле" (Battle in Seattle) я иначе как тяжелым трудом назвать не могу. Честно говоря, процесс был не особо приятный. Больше всего мне понравилось работать над саундтреком к фильму "Гоморра" (Gomorra). Тут дело в том, что мой отец — из Неаполя. Именно там развиваются события фильма, поэтому мне было проще погрузиться в его атмосферу.
Как сформировалась идея клипа на песню "Paradise Circus"? Для вас ролики вообще насколько важны, они дополняют песню или просто служат рекламным материалом?
Не скажу, что мы очень концентрируемся на клипах. В последнее время мы предоставляем режиссерам свободу действий - в рамках бюджетов. В итоге получается очень здорово. Иногда видео выходит настолько сильным, что для меня оно дополняет песню даже в том случае, если клип снимается достаточно спонтанно.