Вся власть черным квадратам Художники устроили международный скандал из-за 282 статьи УК РФ

Выставка "Русский контрапункт" в Лувре, организованная в рамках Года России во Франции, должна открыться 14 октября, однако теперь ее судьба оказалась под вопросом. Сначала российские государственные органы запретили вывозить и выставлять в Париже работы одного из ее участников, Авдея Тер-Оганьяна. После этого выставку решили бойкотировать другие современные художники.

Скандальная репутация Авдея Тер-Оганьяна сложилась задолго до этой истории. В родном Ростове-на-Дону он основал общество с ярким названием "Искусство или смерть", устраивал выставки в общественном туалете, в начале 1990-х руководил прославленными московскими галереями, затем - школой современного искусства, однако истинную славу ему принесло, как это в последнее время часто бывает, уголовное преследование. В 1998 году он выступил с перформансом "Юный безбожник", в ходе которого рубил топором картонные копии икон, протестуя против коммерциализации духовной сферы. Против художника было возбуждено дело о разжигании религиозной вражды, после чего Тер-Оганьян, не дожидаясь суда, покинул Россию и получил политическое убежище в Чехии.

Работа из серии "Радикальный абстракционизм". Изображение из ЖЖ Марата Гельмана

Работа из серии "Радикальный абстракционизм". Изображение из ЖЖ Марата Гельмана

Lenta.ru

На выставку российского современного искусства в Лувре планировалось отправить работы Тер-Оганьяна из серии "Радикальный абстракционизм", которые принадлежат Марату Гельману. Однако в пятницу, 24 сентября, стало известно, что Министерство культуры и Росохранкультура РФ не пустили изображения за рубеж. Согласие на это было получено от французской стороны: в переговорах участвовали посол в России и директор Лувра, рассказал изданию OpenSpace гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. Представительница ГЦСИ Ирина Горлова в интервью РИА Новости причину запрета на вывоз объяснила, как отрезала: "Работы содержат призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также призыв, направленный на разжигание межрелигиозной ненависти и вражды".

Понять слова сотрудницы ГЦСИ можно, только если представлять себе работы из серии "Радикальный абстракционизм". Каждое цветастое геометрическое изображение, немного напоминающие о Малевиче (или, если хотите, цветных кружочках Херста), сопровождено подписью, например такой: Это произведение вовлекает в занятие проституцией; или Это произведение направлено на унижение национального достоинства лиц русской и еврейской национальности. Если есть желание, можно пытаться "читать" изображения буквально; так, зеленое произведение, направленное на разжигание религиозной вражды кому-то напоминает об исламе.

Запрет на Тер-Оганьяна всколыхнул неравнодушную к современному искусству часть Рунета. Марат Гельман напомнил, что "Радикальный абстракционизм" уже выставлялся в музее Гуггенхайма в Бильбао и в нью-йоркском художественном музее Челси. Он также подверг сомнению слова Миндлина о том, что изменение состава выставки действительно согласовано со французской стороной.

А затем стало известно, что в знак солидарности с Тер-Оганьяном от участия в выставке намерены отказаться и другие художники: Юрий Альберт, Вадим Захаров, Виталий Комар, Валерий Кошляков, Юрий Лейдерман, Диана Мачулина, Игорь Макаревич, Андрей Монастырский. Гельман заявил, что остальные участники акции - а в Лувре должны выставиться еще и Илья Кабаков, Эрик Булатов, Александр Бродский, Павел Пепперштейн - просто могут не знать о ситуации и их решения тоже стоит ожидать.

Работа из серии "Радикальный абстракционизм". Изображение из ЖЖ Марата Гельмана

Работа из серии "Радикальный абстракционизм". Изображение из ЖЖ Марата Гельмана

Lenta.ru

Художники направили открытое письмо куратору "Русского контрапункта" Мари-Лор Бернадак (Marie-Laure Bernadac) с извинениями за возможный срыв выставки. "На этой выставке в Лувре не решаются никакие серьезные вопросы искусства. Она является просто демонстрацией того, как у нас все замечательно с современным искусством. Собственно, именно это сильно хочется опровергнуть. Мне кажется, что бойкот этой выставки - как раз тот случай, который будет адекватно воспринят и художниками, и широкой общественностью именно в России, - заявил Тер-Оганьян в своем обращении к коллегам. - Мне кажется, что Лувр - это хороший рычаг. Если ввосьмером нажать в Париже, Минкульт можно тряхнуть так, чтобы зашевелились".

Самое главное здесь, что протестуют участники выставки не против этой конкретной истории с "Радикальным абстракционизмом", которую сам Тер-Оганьян назвал "прикольной". Они вспомнили другие громкие случаи применения 282 статьи УК РФ по отношению к художникам. Среди них, конечно, суды над устроителями выставок "Осторожно, религия" и "Запретное искусство". Однако наибольшее внимание Тер-Оганьяна и компании привлекла история Олега Мавромати. Этот яркий представитель акционизма в рамках перформанса в 2000 году пригвоздил себя к распятию. Было возбуждено дело о религиозной вражде, и Мавромати сбежал в Болгарию. В сентябре 2010 года стало известно, что российское консульство отказалось давать художнику новый загранпаспорт; перед Мавромати замаячила перспектива ареста, экстрадиции, заключения и суда.

"Я узнал, что мои работы не выпускают из России. И тут же получил e-mail из галереи Гельмана с предложением решить ситуацию следующим образом: напечатать в Париже и выставить другие работы из этой серии, - написал в своем ЖЖ Тер-Оганьян. - Моя ситуация похожа на ситуацию Маврика. Но если мои работы можно оставить в Москве и напечатать новые в Париже, то напечатать нового Мавромати в Нью-Йорке, посадив старого в тюрьму, точно не удастся. Поэтому я решил отказаться от этой хитроумной выдумки с принтами".

Таким образом, судьба "Русского контрапункта" теперь напрямую зависит от судьбы Олега Мавромати. Что же до Тер-Оганьяна, то для него ситуация сложилась достаточно выгодная: он сам признал, что "отлично пропиарился в прессе" и теперь может "спокойно снимать сливки". А самое главное, жизнь в очередной раз выгодно подчеркнула актуальность искусства. "Мои работы, собственно, и были для этого созданы и очень наглядно проявили идиотизм идиотов", - пишет Тер-Оганьян.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше