Государственная Норвежская вещательная корпорация (NRK) первой в мире получила доступ к 15 тысячам документов знаменитого "афганского досье", пока еще не опубликованных сайтом Wikileaks. Изучение этих документов стало причиной серьезного политического кризиса в стране.
Вечером 14 января 2008 года норвежский министр иностранных дел присутствовал на встрече, проходившей на цокольном этаже пятизвездочной гостиницы Serena в Кабуле. Внезапно рядом с отелем взорвалась бомба, заложенная в припаркованном неподалеку автомобиле. Затем в здание вошли четверо боевиков Талибана - трое из них были переодеты полицейскими, четвертый нес на себе пояс шахида, который вскоре и активировал.
Террористы были вооружены автоматами Калашникова. Они открыли огонь. Официальная делегация, находившаяся в подвале, слышала звуки выстрелов и взрыв. Охрана приказала членам делегации лечь на пол, а затем сопроводила их в бомбоубежище.
Вскоре отель оцепили американские и афганские силы, подоспели эвакуировавшие пострадавших норвежцы.
Всего в ходе теракта шесть человек погибло и еще шестеро были ранены. В том числе пострадали двое норвежцев. Один из них, корреспондент Dagbladet Карстен Томассен, получивший три огнестрельных ранения, был доставлен в госпиталь, но умер во время операции. Другой, сотрудник норвежского МИДа, выжил.
Эта история, произошедшая два с половиной года назад, получила новое развитие в конце сентября - начале октября 2010 года. Сотрудники NRK обнаружили, что в министерстве, возможно, знали о готовящемся теракте.
По крайней мере, о нем точно знали Международные силы содействия безопасности (ISAF), или, если говорить проще, войска НАТО в Афганистане. Гостиница Serena в качестве мишени террористов упоминается в документах по крайней мере дюжину раз. Впервые она упоминается в разведсводках ISAF 28 ноября 2005 года, последний - 19 октября 2007 года, то есть за три месяца до теракта.
NRK, даром что это госкомпания, скрывать находку не стала. Более того, с огромной скоростью на сайте вещательной корпорации стали появляться все новые материалы, касающиеся пребывания норвежского контингента в Афганистане.
Но главная информационная бомба, конечно, взорвалась рядом с министром иностранных дел Норвегии Йонасом Гаром Стере. Ведь погибший журналист, как, впрочем, и другие журналисты, принадлежали к его пулу во время "гражданского визита" в Кабул.
По словам Стере, он не читал документы, где говорилось о возможном теракте. Впрочем, именно этот доклад разведчиков ISAF использовался службой безопасности для оценки степени опасности поездки в Кабул. Более того, на него же позднее ссылалось расследование теракта в гостинице.
В норвежском парламенте, в свою очередь, заявили, что ни на одном заседании, включая закрытые, об опасности визита в Кабул ничего не сообщалось. Это уже пахнет политическим кризисом, потому что министерства в Норвегии не имеют права скрывать от членов парламента никаких данных.
Предотвращением такого рода угроз норвежской делегации в Кабуле занималась, по поручению МИДа страны, Полицейская служба безопасности (PST). Там утверждают, что не видели конкретных планов нападения. Разведслужба министерства обороны Норвегии, впрочем, признала, что получила информацию об угрозе, но не переправила ее в PST. Военные отметили, что регулярно получают сообщения о сотнях подобных угроз.
Журналисты, которые пытались спасти смертельно раненого Томассена, уверены, что им должны были предоставить информацию о возможном теракте. Один из них даже считает, что тогда смерть коллеги можно было бы предотвратить. Пославший Томассена в Кабул от Dagbladet Пер Арне Калбакк, в свою очередь, полагает, что не оформил бы командировку, если бы знал о террористической угрозе. Парламентарии так и вообще уверены в том, что поездку следовало отменить.
Впрочем, как пишет NRK, материалы затрагивают не только 2008 год и не только Кабул. Часть документов дополнительно указывает на то, что норвежский контингент в афганской Маймане знал о готовящейся ракетной атаке "Талибана". В результате атаки 20 августа 2009 года погибли и были ранены 20 афганских полицейских; норвежцы не сделали ничего, чтобы сократить число жертв. Оставалось несколько дней до выборов; нельзя сказать, что ракетный обстрел хорошо повлиял на и без того нестабильную обстановку в Афганистане.
Пока неясно, является ли ознакомление норвежцев с злополучным досье частью новой стратегии основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа по публикации материалов. Стоит напомнить, что до сих пор сайт, специализирующийся на раскрытии служебных и секретных документов, опубликовал свыше 75 тысяч документов - одним пакетом. Еще 15 тысяч обещали выложить после обработки, однако этого не произошло в срок.
Идея дать доступ к оставшимся материалам ряду избранных журналистов выглядит беспроигрышной. С большой вероятностью она позволит не допустить утечки к талибам важных данных, но при этом спровоцирует болезненные удары по администрациям стран - участниц коалиционных сил. Достаточно показать архив нужным людям; иногда - как в насквозь демократической Норвегии - это могут быть даже государственные СМИ.
У Ассанжа свои счеты с коалицией. На днях основатель Wikileaks обвинил Пентагон в попытках уничтожить сайт и развалить его команду. Норвежский скандал - лишь очередной способ еще раз сказать: это война.