Новости партнеров

Пусто не будет

Власти Москвы ополчились на наружную рекламу

После отставки Юрия Лужкова в московском правительстве активизировались разговоры о том, что рекламных конструкций в центре столицы слишком много. Борьба с рекламой, которая с переменным успехом продолжается уже несколько лет, вышла на новую стадию. Правда, не исключено, что пустым пространство для рекламы не останется.

Дефицит бюджета Москвы в 2009 году составил 145,4 миллиарда рублей, в 2008-м - около 26 миллиардов. Даже в 2007-м, когда кризисом еще и не пахло, по плану столица должна была потратить на 121 миллиард больше, чем заработать, но в итоге, из-за превышения плана по доходам, оказалась в небольшом плюсе.

А вот другие цифры: в 2008 году правительство Москвы, согласно официальным данным, заработало на наружной рекламе 3,2 миллиарда рублей при плане в 2,5 миллиарда. В кризисный 2009-й реклама принесла столичному бюджету 1,9 миллиарда рублей, но план снова был перевыполнен - почти на 400 миллионов рублей.

Из сравнения этих цифр становится понятно, что сколько бы рекламы в Москву ни напихать, доходы от нее вряд ли помогут значительно сократить дефицит бюджета. Тем не менее, в течение едва ли не всех 2000-х годов "наружка" в центре Москвы активно развивалась. Любая стройка в столице тут же обрастала рекламой, причем иногда дело доходило до совершенно неприличных размеров.

Например, реклама BMW, размещенная на строительных лесах на месте гостиницы "Россия", претендует на то, чтобы стать одним из символов позднелужковской эпохи. Сооружение длиной 400 метров и высотой 15 метров отличалось не только своими масштабами ("самая большая конструкция в Европе", - радовались пиарщики), но и богатством исполнения: на строительные леса повесили объемные модели автомобилей BMW в масштабе 1 к 1.

Этот пример - самый выдающийся. Проектов поменьше можно было бы привести десятки. Гигантский Хиддинк, огромные часы, невероятных размеров крем - все эти примеры гигантомании располагались (а некоторые и располагаются) в буквальном смысле вокруг Кремля.

Ситуация меняется

"Огромные рекламные щиты портят исторические места Москвы, вносят диссонанс в облик города и мешают восприятию памятников архитектуры", - заявлял бывший мэр Москвы Юрий Лужков в... 2001 году. С тех пор подобные заявления звучали регулярно, но ситуация практически не менялась.

В 2005 году Москва приняла городскую целевую программу развития наружной рекламы, согласно которой общая рекламная площадь в центре была сокращена на 20 процентов. Сэкономить на пространстве решили за счет замены фанерных щитов на "скроллеры", на которых могут размещать рекламу сразу несколько компаний.

В 2007 году сообщалось, что власти планируют демонтировать около 30 процентов рекламных конструкций в центре города и на основных трассах. Демонтаж действительно велся, но вместе с тем появлялись и новые виды рекламы: например, широкое распространение получили видеощиты. Из-за этого казалось, что на самом деле рекламы меньше не становится.

В том же 2007 году Лужков предложил создать в Москве особые зоны, в которых не было бы рекламы. Идея не повисла в воздухе, а получила продолжение: московские власти действительно освободили от "наружки" территорию вокруг Кремля, Новодевичьего монастыря и парка Коломенское. В 2010 году заместитель мэра Москвы Сергей Байдаков заявлял, что от рекламы освободят и места вокруг храмов.

В последние годы по рекламе в центре столицы было нанесено еще два удара: в 2008 году было объявлено, что исторические здания и памятники архитектуры в Москве при реконструкции будут закрываться не рекламой, а фальшфасадами. А в 2009-м власти пообещали убрать или по крайней мере резко сократить количество рекламных перетяжек в центре.

С уходом Лужкова в деле сокращения рекламных конструкций в Москве ничего принципиально не изменилось. 16 сентября Байдаков сообщил журналистам, что правительство и дальше будет бороться с рекламой.

Как это происходит?

Поскольку борьба с "наружкой" идет вот уже целый десяток лет, то и в 2010 году с демонтажом решили особенно не спешить. Значительная часть контрактов на аренду площадей в центре Москвы истекает в 2011-2013 годах. Они, по словам Байдакова, просто не будут продлеваться.

С рекламой, которая расположена в районе исторических памятников, оказалось немного сложнее. Ее власти решили демонтировать, а взамен выдать операторам рекламы щиты в других местах. "К сожалению, в реальности компенсировать место, которое демонтируется в районе Кремля, невозможно. Идут два взаимоисключающих процесса. Мы нашли какие-то компенсационные места, мы подали на них документы. Но не факт, что они пройдут все согласования, потому что в реальности новых мест под установку практически нет", - описывала радиостанции "Вести FM" ситуацию председатель рекламной гильдии при Московской торгово-промышленной палате Ирина Матысяк.

Несмотря на жалобы операторов рекламы, московские чиновники от своих планов вряд ли откажутся. Другое дело, что пустующие места в центре столицы вряд ли останутся полностью свободными: скорее всего вместо громоздких щитов будут придуманы другие, более современные виды носителей рекламы. В августе 2010 года председатель столичного комитета рекламы, информации и оформления Владимир Макаров уже заявлял, что рекламные конструкции разных форматов в Москве хорошо бы сделать в едином стиле. "Мы считаем, что конструкции должны отличаться друг от друга только названием таблички рекламной компании, которая ее установила. Все остальное должно быть типовое, в современном дизайне", - передавало слова Макарова РИА Новости.

Появление такого "типового" проекта иногда означает, что рынок ждет передел. В любом случае, просто так отказываться даже от двух-трех миллиардов рублей правительство Москвы вряд ли собирается и наверняка будет придумывать, как сохранить эти средства. Это означает, что в ближайшие годы москвичам, для того чтобы насладиться прогулками по центру города, не завешенному рекламой, нужно будет получать шенгенские визы.