Новости партнеров

Дневник наблюдателя

Интервью с Найком Борзовым

29 октября состоится релиз первого за восемь лет сольного альбома Найка Борзова. Пластинка называется "Изнутри" и будет презентована в тот же день в московском клубе Ikra. Кроме того, Борзов проведет сразу три автограф-сессии, посвященных выходу диска: 27 октября и 2 ноября - в Москве (в магазинах "Хитзона" в ТЦ "Европейский" и "Союз" на Пятницкой), 4 ноября - в Санкт-Петербурге (в магазине "Союз" в ТЦ "Радуга").

Незадолго до выхода альбома "Изнутри" Найк Борзов поговорил с "Лентой.Ру" о видеоклипах, работе в театре, инфекциях и любимых пластинках.

"Лента.ру": Почему вы так долго над альбомом работали? Это вашим перфекционизмом объясняется или чем-то еще?

Найк Борзов: На самом деле сроки были намного дольше. До того как я начал что-то записывать, я еще искал. То есть процесс не прерывался с окончания записи "Занозы". А три последних года мы практически каждый день сидели в студии, какие-то вещи делали, потом их откладывали, потом снова к ним возвращались. Хотелось, чтобы получилось что-то действительное шедевральное. Делать то, что я уже делал, не интересно. Хочется самого себя удивлять какими-то своими решениями, новыми возможностями. В результате, как бы это ни звучало, могу сказать, что горжусь этой работой. Альбом состоит из 13 песен, рассказывающих одну большую историю. К этому тоже надо было прийти.

То есть "Изнутри" - это концептуальный альбом?

Да. Это история некого наблюдателя, который существует в разных состояниях и измерениях. То есть это не человек. Но он может находиться внутри тела человека. Или быть целой планетой. "Изнутри" - дневник этого существа, которое создает какие-то ситуации, участвует в них или следит за развитием уже существующих. Единственное, что наблюдатель, скажем так, привнес в этот мир - это рождение ребенка от земной женщины. Поэтому песня "Виктория", которую я написал год назад, не то чтобы ключевая, но одна из главных. Я эту песню написал год назад, в день, когда моей дочери исполнилось шесть лет. Я тогда был, к сожалению, в совершенно другом городе, поэтому эту песню ей по телефону исполнил. Это одна из историй на альбоме, а остальные - это переживания персонажа, наблюдения, анализ того, что происходит здесь, с нами, обычными людьми. Но он эти стандартные ситуации видит чуть-чуть иначе.

Получается прямо фантастика какая-то. Вы увлекаетесь этим жанром, наверное?

Да, я очень люблю фантастику. Вот сейчас, например, смотрю сериал "Звездный крейсер Галактика". Но это не имеет никакого отношения к пластинке, просто я люблю всякие такие потусторонне-мистически-фантастические вещи, а реальности не существует.

А почему у названия альбома такое странное написание? Последняя И перевернута, вместо У в середине Y. Это инопланетностью главного героя пластинки объясняется?

Ну, можно и такую параллель провести - будто это какие-то инопланетные символы. Но вообще я так написал чисто из-за симметричности. Мне вообще слово "изнутри" очень нравится своей законченностью. Оно как змея, которая съедает свой хвост. И пластинка такой же получилась: если она стоит на повторе, когда 13-й трек заканчивается и снова начинается первый - перед слушателем открываются новые грани. Можно погружаться глубже и глубже, это как клад искать. Спортом я это не назову, но авантюризмом - вполне.

Вы со многими песнями слушателей познакомили заранее, треки появлялись по мере записи. Почему вы такую стратегию выбрали?

Очень долго не было сольного нового материала. То, что я записываю в разных других проектах - это интересно мне, тем, кто в этом участвует, и еще паре сотен совсем замороченных персонажей. А по моим песням люди скучали. Мне хотелось сделать им приятное, и поэтому я выкладывал промежуточные версии новых песен. Могу сказать, что в альбоме все они переделаны и звучат иначе. Даже те треки, которые в последнее время звучали по радио, и те пересведены. Альбом цельный, звучит от начала до конца как одно полотно.

"Тени и мерцания" все уже посмотрели, а еще какие-то клипы будут сниматься?

Да, думаю, будут. Есть ряд идей. Некоторые думаю сам снять, некоторые - в соавторстве.

Вот "Тени и мерцания" вы сами снимали, например. Вам понравился процесс?

С "Тенями и мерцаниями" получилась забавная история. Этот клип снял сам себя, использовав нас как инструмент. Можно сказать, камеры летали за персонажами. Сначала ролик планировался как фрагмент моего автофильма "Наблюдатель", который будет издан как приложение к дорогому изданию "Изнутри". Фильм описывает мой восьмилетний период так называемого исчезновения. Начинается он с фрагмента моего выступления на финальном концерте тура "Заноза". И до настоящего времени. Какие-то закулисные темы, участие в Театре Радикального Символизма "One Rhythmical Ritual", в спектакле Юрия Грымова "Нирвана", всякие психоделические проекты, панк - все, чем я занимался восемь лет, я попытался объединить в "Наблюдателе". "Тени и мерцания" сначала вошли туда, а потом стало понятно, что они сильно выбиваются. Мы монтировали отснятый материал, и он диктовал нам дальнейшие действия. Так продолжалось около двух месяцев, и в конце клип сам себя соединил. Здесь история про девочку, которая встречает своего "Принца в голубых джинсах", но в тот момент она настолько мала, что даже не осознает этого. И вот она уже в зрелом возрасте продолжает жить тем воспоминанием. В этом есть романтизм и трагизм. И мне даже нравится, что люди не видят этой истории. Воспринимают клип как что-то атмосферное, бессюжетное.

Честно говоря, я буквально только что ролик пересматривал, и тоже сюжета не разглядел.

Это очень тонкая сюжетная линия. Много атмосферы вокруг, и это не дает истории выбраться на поверхность. Вот эти перебеленные лица с розовыми губами на зеленом газоне – это просто символ смерти, где герои соединились. Хэппи энд. Честно говоря, я не люблю разжевывать то, что делаю. (Смеется.) Очень многие оценили и сразу поняли о чем этот клип.

А новые клипы какими будут?

Скорее всего, сделаю несколько концертных видео. Я очень много записал концертов за последние полгода. Но вообще хочется снимать сюжетные ролики.

Перед выходом сольника вам, возможно, не хочется это обсуждать, но я все же спрошу: как сложится дальнейшая судьба проекта "Инфекция"?

Группа "Инфекция" - это субстанция, которая существует уже более 20 лет. Как корабль назовешь - так он и поплывет. У инфекций бывают периоды вспышек, но чаще они все же спят. Вот у группы "Инфекция" абсолютно то же самое. Сейчас я не хочу заниматься этим, но возможно, когда-нибудь мы снова соберемся и запишем еще альбом и даже дадим концерты. Я не потерял к ней интерес. Просто сейчас я хочу заниматься менее радикальными вещами… (Смеется.)

Вы уже упоминали спектакль "Нирвана". Еще вы работали над аудиокнигой "Страха и отвращения в Лас-Вегасе". А сейчас пишете саундтрек к спектаклю "Паника". Вас театр привлекает?

Нет, честно говоря. И никогда особо не привлекал. Что касается игры в "Нирване" Грымова – было интересно, меня это захватило на тот период, в который шел спектакль. Но я никогда не собирался посвящать себя театру. Если возникают какие-то интересные предложения – я в них принимаю участие, не более того. А "Страх и отвращение" - это моя дань радиотеатру, который был когда-то давно. Этот жанр мне очень нравился в детстве. И когда мне предложили участвовать в этом проекте, то мне показалось, что аудиокниги - это современное продолжение радиотеатра, и я с удовольствием согласился. А музыка к "Панике" - да просто мне нравится создавать настроения. Саундтрек - это прекрасная возможность выразить или создать настроение, состояние. Мне вообще нравится музыка, которая поддерживает какую-то сцену, у меня много такого материала. Может быть, когда-нибудь выпущу пластинку с такой бессмысленной музыкой.

Ну почему же бессмысленной?

Это я так, условно, конечно. Но для большинства это бессмысленная музыка. (Смеется.) Ничего не поют, не вдалбливают тебе в голову одно и то же слово по тысяче раз за припев. Как очень любят делать в поп-музыке. Нет, я люблю некоторые шлягеры, но я не ставлю шлягерность в качестве приоритета в своем творчестве.

Ага, "Верхом на звезде" все любят вспоминать. И "Лошадку", конечно.

"Лошадка", "Трислова", да… "День как день". "День как день", кстати, я вообще написал для группы "Тараканы". Ну, то есть не совсем для "Тараканов", у нас задумывался совместный проект, но не пошло что-то.

Последний вопрос: у вас есть сейчас какие-то любимые пластинки?

Есть, да. Вот, например, в последнее время группа Darker My Love. Их первый альбом так и назывался - "Darker My Love", второй назывался просто "2". Это, я считаю, шедевры современного рока. Еще манчестерская группа Working for a Nuclear Free City с альбомом "Bussinessmen & Ghosts". У Them Crooked Vultures хорошая пластинка. Eagles of Death Metal неплохие ребята. А когда ехал на интервью - слушал подборку альбомов группы The Smashing Pumpkins. Очень много красивых и интересно сделанных песен.