Историческая оборона

"Лента.Ру" побеседовала с продюсером "Брестской крепости" Игорем Угольниковым

Игорь Угольников. Фото Олеси Волковой, "Фильм.Ру"

Выходящая в прокат 4 ноября 2010 года "Брестская крепость" рассказывает о героической обороне крепости в первые дни Великой Отечественной войны. Чему посвящен новый фильм? Как долго велась работа над проектом и сколько все это стоило? Об этом и многом другом "Лента.Ру" поговорила с продюсером фильма Игорем Угольниковым.

Лента.Ру: Как получилось, что вы решили заняться этим со всех сторон непростым проектом?

Игорь Угольников: Я скажу так: один из блогеров, когда началась работа над "Брестской крепостью", написал: "Как такую большую великую тему доверили какому-то шоумену?" Посмотрев фильм, он потом написал мне: "Игорь Станиславович, беру свои слова обратно". Так что восприятие меня людьми, как я понимаю, мало сходится с тем, что я сейчас сделаю.

Предтеча и корни проекта были в юности, когда отец дал мне почитать книгу Сергея Сергеевича Смирнова "Брестская крепость". Она меня просто потрясла, а ее экранизация стала мечтой на всю жизнь, хотя, если честно, я никогда не думал, что все-таки этим займусь. Но когда четыре года назад мне предложили стать председателем Телерадиовещательной организации Союзного государства (сокращенно ТРО Союза), я согласился еще и потому, что это был реальный шаг к осуществлению этой самой мечты.

В результате "Брестская крепость" стала первым проектом ТРО Союза, который я пробивал в общей сложности в течение двух лет. Например, мне удалось выбить у Союзного государства деньги на съемки (фильм снят только на бюджетные средства) - в 2007 году нам было выделено 225 миллионов российских рублей, а в этом году мы попросили еще 28 миллионов рублей на пост-продакшн, чтобы успеть к 22 июня (первый раз фильм был показан ночью 22 июня в Бресте). То есть весь бюджет на 2 года производства картины составил около 8,5 миллиона долларов, что для картины такого уровня крайне мало. Однако мы справились. Например, прямо внутри Брестской крепости построили уникальные декорации, а в групповых и массовых сценах снимались жители самого Бреста.

Как долго в общей сложности шла работа над фильмом?

Кадр из
Кадр из "Брестской крепости"

Очень плотно занимаясь этой темой уже четыре года, перекопав огромное количество исторических документов, помимо книги, нам удалось создать оригинальный сценарий, который основан, прежде всего, на документальных фактах. И главные действующие лица - это реальные защитники Брестской крепости: майор Гаврилов, комиссар Фомин и лейтенант Кижеватов. Из этого времени где-то два года ушло непосредственно на работу над фильмом, а год - на подготовку сценария.

То есть четыре года на практике, а морально - всю жизнь?

Да, морально я был готов к этому всю жизнь.

В чем конкретно заключалось ваше участие в работе над фильмом?

Практически во всем. В титрах, например, написано, что я автор идеи и генеральный продюсер. Когда я выбрал режиссером-постановщиком достаточно молодого режиссера Александра Котта, для меня было важно, чтобы он относился к этой теме так же, как я, с таким же пиететом и любовью. Я его спросил: "Ты готов снимать продюсерское кино? У тебя за спиной все время будет стоять продюсер, и не просто тот, кто организовал процесс - окончательное решение по любой мелочи будет принимать только он". И он согласился. Во время съемок я не мешал, но что касается пост-продакшна (монтажа, озвучивания, компьютерной графики), здесь, конечно, картину его руками фактически собирал я. Хотя во многих вопросах наше мнение совпадало, поэтому я не могу сказать, что сильно давил на Александра.

Какими фильмами - иностранными, российскими или даже советскими - вы вдохновлялись?

Для меня очень важно то, что в отзывах на картину часто звучит, что это очень советский фильм, ведь мы его и делали как очень советский фильм, просто с возможностями современного кинематографа. Мы пересмотрели большое количество советских фильмов на тему Великой Отечественной войны, и опыт этих картин был нами во многом использован. Что касается западных аналогов, то, что греха таить, мы смотрели "Спасти рядового Райана".

Ну это уже так…Потому что если вы руководствовались советской традицией, то иностранные фильмы влияли только в плане спецэффектов?

Да, косвенно.

А какие конкретно фильмы вы пересматривали?

Если вы произнесете любое название советского фильма о войне, вы попадете в точку, мы все это видели и специально неоднократно просматривали.

О войне действительно снято очень много. На кого, по-вашему, рассчитан ваш фильм, на какого зрителя?

На зрителя, который способен сопереживать и думать.

Я имел в виду возрастную категорию.

Хотелось бы, чтоб этот фильм посмотрела, прежде всего, молодежь, которая ничего не знает о войне и во многом слышать и видеть подобное кино просто не хочет. Этот фильм, кстати, порекомендовал посмотреть молодежи Владимир Владимирович Путин 15 октября на заседании совета министров. Он подчеркнул, что фильм, по его мнению, достойный, который необходимо посмотреть как можно большему числу людей, в частности молодежи.

Андрей Мерзликин уже успел заявить, что это будет народное кино, а как вы считаете?

Ему видней, он относится очень серьезно как к фильму, так и к своей роли в нем (это отношение, кстати, разделяют все создатели картины). Будет наше кино народным или нет - это решать народу. Что касается моего личного ощущения, у меня есть твердая уверенность, что этот фильм после нас останется надолго.

А вы мониторите первые отзывы?

Да, мониторим, и эти отзывы собираются на официальном сайте фильма, и мне эти отзывы очень нравятся, потому что они, по большей части, глубокие и от людей, которые смогли со-пережить, поставить себя на место защитников Брестской крепости.

Насколько ваша картина исторически верна?

Максимально верна, это фильм, созданный с документальной точностью, это касается и всего того, что происходит на экране, это касается вооружения и костюмов, это касается даже, скажем так, несовременных лиц, которые мы с Сашей специально подбирали (лиц, которые, как нам кажется, более подходят для фильма о сороковых годах).

Или, например, для картины мы создали работающие копии танков, которые использовали немцы. В том числе, кстати, и нескольких французских машин - при штурме крепости использовалась и трофейная техника.

Насколько натуралистичен ваш фильм?

Он документален, а значит – натуралистичен.

Просто есть много разных способов показать войну на экране, можно показать ее как бойню, а можно как-то больше…

Я скажу так: например, немцев мы показываем совершенно не персонализируя, мы показываем немцев такими, как их видели защитники Брестской крепости. По сути, в фильме вообще нет субъективного немецкого взгляда на нас, есть наш взгляд на них – это некая серая масса, которая пришла нас изощренно убивать, поскольку достоверность и документальность есть и в этом. Что же касается зрелищности или, как вы сказали, натуралистичности, в большей степени это сделано для того, чтобы вы как зритель могли поставить себя на место защитников Брестской крепости, задать себе вопрос: "А как бы я поступил в этой ситуации?" Потому что картина, прежде всего, о выборе людей, которые были поставлены в эту драматическую ситуацию. Как поступить? Сдаться в плен (что было сделано многими, к сожалению)? Принять пулю в грудь, чтобы закончить свои страдания? Или остаться до конца, когда тебя бросили, ты уже никому не нужен, когда фронт ушел далеко и помощи ждать неоткуда? А люди принимали решение оставаться и защищать этот клочок земли, эту крепость, свою Родину.

То есть ваш фильм обходит какие-то политические или религиозные вопросы?

А какие там политические вопросы? Солдаты стояли за свою Родину - за СССР, они свято верили в то, что делали.

Просто за последние годы появилось много проектов, где отношение к войне пересматривается.

Мы категорически против пересмотра исторических фактов в отношении роли людей в этом процессе. Для нас это категорически неприемлемо. И поэтому в противовес многим измышлениям и фантазиям на тему войны, не имеющим под собой никаких действительных оснований, и сделан этот фильм.

В этом же году вышла картина "Утомленные солнцем-2" Никиты Сергеевича Михалкова, вы ее смотрели?

Да.

Ну и как она вам?

Во-первых, я стараюсь не комментировать фильмы моих коллег, тем более людей, которых я крайне уважаю и с которыми дружу. Что же касается сравнения наших фильмов, то я считаю это некорректным. Когда в один год выходила киноэпопея "Освобождение" и фильм "Они сражались за Родину", почему-то эти две картины никто не сравнивал - они были разными, но выполняли общую задачу. У нас с картиной "Утомленные солнцем-2" абсолютно разные подходы к теме войны. Фильм "Утомленные солнцем-2" – это авторское кино Никиты Сергеевича, его личный взгляд на Великую Отечественную, взгляд художника, причем одного из лучших в наше время. А наш фильм - это наш взгляд, и наши взгляды разные. Хотя, кстати, художник по костюмам у нас один и тот же - уникальный мастер Сергей Стручёв.

Обсудить
06:13 Сегодня

Ночь грешна

Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Под покровом ночи» до «Хуже, чем ложь»
00:17 6 декабря 2016
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАСС

Ты меня на рассвете разбудишь

Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
«Верните наше будущее!»
О чем мечтают альтернативные правые — друзья Трампа и враги политкорретности
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
От ковбоя до рака легких
Сложная история отношений американцев и табачной продукции
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
SAN MARCOS, CA - FEBRUARY 5:  Finished silicone RealDoll sex dolls are seen at the Abyss Creations factory on February 5, 2004 in San Marcos, California. RealDolls are created using Hollywood special effects technology and have orifices made of a special soft grade of silicone for people who want to "enhance their sex lives", according to Abyss Creations literature. Standard female models sell for about $6000, males for $7000, and are sold only over the Internet. "Shemales" and other special orders are also available.       (Photo by Макдоналдс секс-индустрии
Зачем лондонскому кафе эротические роботы
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Самые продаваемые автомобили в России
25 самых популярных автомобилей ноября 2016 года
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
От роддома до могилы
Тайны фамильных особняков, в которых живут поколения фермеров и журналистов
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями