Комитет по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей, возглавляемый Михаилом Прохоровым, подготовил проект поправок к Трудовому кодексу (ТК). В этом документе, в частности, содержится предложение закрепить возможность введения с согласия работника 60-часовой рабочей недели. Весной миллиардер уже становился объектом яростной критики со стороны СМИ, политиков и блогеров за предложение упростить процедуру увольнения сотрудников.
Предложение ввести 60-часовую рабочую неделю содержится в документе, который комитет РСПП начал разрабатывать еще в апреле. Тогда Михаил Прохоров, выступая на конференции РСПП в рамках секции "Человеческий капитал как средство модернизации экономики", потребовал от государства новой реформы трудового законодательства.
Прохоров утверждал, что нынешний ТК направлен на "консервацию" действующей структуры занятости, которая сдерживает рост производительности труда. По мнению РСПП, реформа трудового законодательства, состоявшаяся в начале 2000-х годов, не привела к распространению гибких форм занятости, а основной формой найма был и остается бессрочный трудовой договор. Без пересмотра ТК, указывали в РСПП, в России не удастся увеличить производительность труда.
Тогда, в апреле, из множества предложений, представленных Прохоровым, СМИ "вытащили" наверх, пожалуй, самое радикальное: упрощенное увольнение россиян. Волна народного гнева накрыла бизнесмена с головой. Формулировки РСПП раскритиковали функционеры "Единой России", заявившие, что подобные инициативы крупного бизнеса мешают партии власти "загонять страну" в модернизацию. В итоге председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что никому не удастся "пробить оборону (Думы - прим. "Лента.ру") в этих вопросах".
О предложении Прохорова довольно быстро забыли, но, как оказалось, комитет РСПП не собирался останавливаться лишь на озвучивании своих чаяний. Газета "Коммерсант" раздобыла проект уже готовых поправок Комитета по труду РСПП в ТК, которые содержат как прежние (сократить срок предупреждения работника об увольнении), так и очередные, еще более радикальные новации (предложение о введении 60-часовой рабочей недели при 40-часовой, закрепленной в действующем варианте ТК). При этом в РСПП поясняют, что готовы искать компромиссные формулировки и не собираются "преследовать односторонние цели".
За апрельской шумихой в СМИ, поднятой вокруг инициатив РСПП, незамеченными прошли сразу несколько предложений союза по пересмотру норм ТК, ограничивающих использование нестандартных трудовых контрактов. Можно предположить, что подобная участь ждет и новый документ, разработанный РСПП. И это при том, что большая часть поправок РСПП, подготовленных по следам кризиса, посвящена дополнительным основаниям для заключения с работниками срочного трудового договора.
В Минздрав текст проекта поправок не поступал, поэтому там от комментариев отказались. Зато Федерация независимых профсоюзов (ФНПР) пообещала выступить против инициативы РСПП. По мнению секретаря ФНПР Александра Шершукова, сама идея увеличения продолжительности рабочей недели до 60 часов обречена на провал. "Во всяком случае, в том виде, в каком это изложено в СМИ", - отметил представитель ФНПР.
Из текста "Коммерсанта", представившего законопроект, неясно, зачем РСПП понадобилось подобное нововведение, но одиозное предложение о введении 60-часовой рабочей недели уже начало жить своей жизнью. Хотя самого документа в открытых источниках нет, это не мешает экспертам вовсю его критиковать.
Так, завкафедрой труда и социальной политики РАГС Николай Волгин отметил, что реализация идеи РСПП без утверждения соответствующей компенсации приведет к социальному обострению. "У нас в России сейчас слишком большой отряд безработных, и получается, что тем, кто имеет работу, повысят нагрузку, а безработным дают понять, что они останутся невостребованными на непредсказуемо длительный период", - сказал Волгин. Эксперт также отметил, что властям лучше рассмотреть введение "еще одного, третьего выходного дня".
В свою очередь, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что "Дума поступит просто самоубийственно по отношению к нынешней федеральной власти, если этот закон примет". По ее мнению, инициатива РСПП узаконить 60-часовую рабочую неделю является неправомерной с точки зрения прав человека и Конституции России.
Алексеева также напомнила депутатам, что "не за горами решающий для федеральных властей избирательный цикл". Действительно, предложение о 60-часовой рабочей неделе в контексте российской политической жизни выглядит не совсем здраво. Вот и заместитель директора "Центра трудовых исследований" Ростислав Капелюшников в интервью порталу Slon говорит, что "любые поправки, которые идут в эту сторону, имеют очень небольшие шансы быть принятыми".
Между тем, эксперты по трудовому праву ранее неоднократно отмечали, что снять жесткое ограничение по продолжительности рабочего времени, которое прописано в ТК, необходимо. Это позволит бизнесу не прибегать к "нестандартным" механизмам приспособления к текущей ситуации на рынке (к примеру, неоплачиваемому отпуску по заявлению работников). Есть у РСПП в тексте поправок в ТК и другие здравые идеи: возможность заключать срочные договоры с выпускниками вузов, оплачивать отпуска для сдачи экзаменов только тем работникам, которых работодатель сам направил на обучение, и так далее. Эти предложения если и не требуют немедленного введения, то хотя бы заслуживают того, чтобы быть вынесенными на обсуждение.
В начале 2009 года Капелюшников указывал, что действия государства на рынке труда сужают свободу действия предприятий, вынужденных адаптироваться к кризисным условиям. Бизнес все равно находит способы соблюдать свои интересы за счет интересов работников (те же массовые неоплачиваемые отпуска),
но закрепление подобных методов не способствует перетоку рабочей силы в более эффективные секторы экономики. Но и теперь, когда кризис вроде бы закончился, обсуждать модернизацию ТК чиновники не спешат.
РСПП, включив в свой законопроект упоминание о 60-часовой рабочей неделе, оказал сам себе медвежью услугу. Ситуация складывается следующая: союз призывает власти к диалогу, но в ответ получает озлобленную критику своих предложений, что, как следствие, приводит лишь к закреплению существующего положения на рынке труда. Ну а Прохоров, выступающий с подобными идеями, обречен на то, чтобы вновь услышать о неправедно нажитых миллиардах и Куршавеле.