Американская автомобилестроительная корпорация General Motors провела первичное размещение акций на бирже. IPO прошло успешно: после начала торгов 18 ноября акции GM стали дорожать. Инвесторы верят, что обновленный GM, прошедший черную полосу многомиллиардных убытков, процедуры банкротства и продажи активов, сможет вывести из кризиса автомобильный рынок США. А значит, и часть экономики в целом.
Рекордное дело
Размещение акций GM на бирже - событие, важное не только в экономическом, но и в символическом смысле. В американской системе ценностей оно важнее даже, чем выход компании из процедуры банкротства, который произошел летом 2010 года. Ведь государство, продавая акции на бирже, признает, что теперь его помощь компании не требуется, она может самостоятельно конкурировать с другими автопроизводителями. В общем, работать в нормальных рыночных условиях.
Именно из-за этого символического значения из IPO General Motors было устроено шоу. "Началась новая эра", "Триумф GM”, - статьи под такими заголовками выходили 18 ноября в американской прессе. Топ-менеджеры автоконцерна давали бесчисленные интервью, в которых рассказывали, как накануне IPO проводили по восемь презентаций в день. Наконец, исполнительному директору компании Дэну Акерсону (Dan Akerson) доверили право открытия торгов на Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE). Да и в Торонто торги открылись не без участия представителей GM.
IPO General Motors было настолько важным, что его прокомментировал президент США Барак Обама. Это неслучайно - именно его администрация решилась на введение процедуры банкротства в GM и заставила компанию продать часть непрофильных активов.
Однако для всенародного внимания к размещению акций компании не хватало обновления какого-либо рекорда. Подходящий рекорд был найден, хотя пока еще не побит: IPO GM может стать крупнейшим в мире. Может, но пока не стало.
Дело в том, что на биржах в Нью-Йорке и Торонто были размещены 478 миллионов акций по цене в 33 доллара. Это означает, что GM заработало на IPO 15,8 миллиарда долларов. Много, но до американского рекорда Visa в 2008 году (17,9 миллиарда) не дотягивает.
Кроме основного объема IPO компании продавали и дополнительные акции - на случай переподписки. В итоге размещение Visa принесло акционерам 19,7 миллиарда долларов, а GM – 18,1 миллиарда долларов. Снова второе место. Но автомобилестроительный гигант предусмотрел еще и размещение привилегированных акций на 4,35-5 миллиардов долларов. Если все они будут проданы, то общий объем IPO составит 23,1 миллиарда долларов, что будет не только американским рекордом, но и мировым. Сейчас он принадлежит Сельскохозяйственному банку Китая (Agricultural Bank of China) с 22,1 миллиарда долларов.
Ажиотаж вокруг IPO GM поддержали и инвесторы на американских биржах. Они начали аккуратно, но последовательно повышать стоимость акций компании: по итогам первого дня торгов GM подорожал более чем на три процента до 34,19 доллара. В ходе сессии цены на акции компании достигали отметки 35,94 доллара. Иными словами, инвесторы поверили в оценку GM - IPO, судя по всему, было проведено на правильной стоимости акций. Расположение цены выше этой было бы чревато падением ценных бумаг в первый день торгов, ниже - было бы невыгодно бюджету США.
Впрочем, бюджет США (а значит, и налогоплательщики) все равно вряд ли покроет все расходы, связанные с GM. Ведь компании была предоставлена помощь на 50 миллиардов долларов, за что государство получило 61 процент акций GM. Теперь у него осталось 33 процента. Чтобы вернуть все 50 миллиардов, потребуется продать эти ценные бумаги по 53 доллара за штуку.
Что такое GM?
Компания General Motors, которая была организована в 1908 году и объявила о банкротстве в 2009-м, - это совсем не та же GM, которая вышла на биржу в 2010 году. Достаточно сказать, что если раньше у концерна были марки Vauxhall, Pontiac, Chevrolet, Cadillac, GMDaewoo, GMC, Hummer, Holden, Buick, Opel, Saturn, Saab, то теперь от них осталось чуть больше половины: был продан Hummer, Saturn, Saab, Pontiac и другие активы. В историю распродажи мог войти даже российский Сбербанк, который претендовал на Opel, но в последний момент GM решила оставить у себя этот актив.
Количество представительств GM в США уменьшилось с 5900 до 5000, а заводов - с 47 до 34. Компания также вынуждена была пойти на значительные сокращения штата: из 91 тысячи рабочих осталось только 68,5 тысячи.
Формально изменилось даже название фирмы - она теперь называется General Motors Company LLC, а не General Motors Corporation. Однако суть осталась прежней: GM по-прежнему входит в "большую тройку" американских автопроизводителей.
Такие разные
Кризис в автомобилестроении затронул не только General Motors, но и большинство других крупных компаний в мире. Исключением не стали и извечные конкуренты GM на американском рынке - Chrysler и Ford. Chrysler, так же как и GM, вынужден был подать заявление о банкротстве. При поддержке правительства американский автопроизводитель начал активные переговоры с Fiat, которые закончились тем, что итальянцы купили 20 процентов Chrysler. Впоследствии пакет Fiat может быть увеличен до 35 процентов.
Что касается Ford, то эта компания банкротства смогла избежать. В 2009 году Ford закончил год с прибылью, отказался от помощи правительства и вообще сильно выделялся на фоне других американских автоконцернов.
Тем не менее, пока рано говорить о том, что после IPO GM, продажи части Chrysler и своевременных действий менеджеров Ford кризис в американском автомобилестроении полностью завершился. Ведь беды американских производителей начались задолго до рецессии: с 1998 по 2008 год доля "большой тройки" на местном рынке сократилась с 70 до 53 процентов. Чтобы в автоконцерны, репутация которых оказалась подпорченной во время кризиса, вновь поверили американцы, нужны изменения в системе управления, разработка новых машин, активное позиционирование на рынке. И, конечно, реклама. В этом смысле IPO GM удачно вписывается в маркетинговую стратегию по продвижению американских машин. Возвращение гордости Америки, как-никак.