Период полураспада Слияние "Газпрома" и "Нафтогаза" остановилось

Власти России и Украины не могут договориться о слиянии "Газпрома" и "Нафтогаза". Киев требует от Москвы гарантировать загрузку украинской системы, чего российская сторона сделать просто не в состоянии.

26 ноября в рамках визита президента Украины Виктора Януковича в Россию состоялась встреча председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера и министра энергетики Украины Юрия Бойко. На встрече стороны, как сообщил "Газпром", обсуждали перспективы создания совместного предприятия "Газпрома" и "Нафтогаза", которое Москва считает первым шагом на пути слияния двух газовых компаний.

Как утверждает газета "Коммерсант", переговоры завершились провалом. По данным издания, Киев запросил у Москвы гарантий загрузки газотранспортной системы Украины не менее чем на 100 миллиардов кубометров в год, а также потребовал прекращения строительства Россией трубопровода "Южный поток", по которому российское топливо пойдет в Европу в обход Украины. Однако Москва намерена достроить "Южный поток", поэтому ей, как утверждают источники издания, "трудно давать гарантии по объемам транзита на перспективу 25 лет по системе "Нафтогаза". Киев же не согласен на таких условиях создавать СП, в которое с украинской стороны вошли бы добывающие и транспортные активы, а со стороны "Газпрома" - месторождения аналогичной стоимости.

Впервые идея об объединении "Газпрома" и "Нафтогаза" была высказана российским премьером Владимиром Путиным в конце апреля. Сначала украинская сторона восприняла его слова как шутку (в случае слияния Украина полностью утратит контроль над "Нафтогазом"), однако впоследствии украинский премьер Николай Азаров заявил, что предложение России "заслуживает внимания". В результате Москва и Киев начали обсуждать создание СП.

В октябре в Киеве прошли переговоры Азарова и его российского коллеги. Это был первый официальный визит Путина на Украину после его предложения объединить "Газпром" и "Нафтогаз". Накануне визита Азаров вновь заявил, что он готов обсудить совместное предприятие между "Газпромом" и "Нафтогазом". Однако по итогам переговоров договоренности в газовой сфере не упоминались.

Между тем, в Киеве неоднократно давали понять, что скептически относятся к идее Путина. Дипломатические реверансы Азарова объясняются тем, что отказать российской стороне напрямую власти Украины не могут. Дело в том, что параллельно Киев требует от Москвы пересмотреть цены на газ.

Украина, напомним, выступает за изменение заключенного в начале 2009 года 10-летнего газового соглашения с "Газпромом", считая слишком высокой цену на импортируемое топливо. Российская сторона до сих пор отвергала эту возможность. Весной этого года Москва уже предоставила Киеву скидку в 100 долларов с тысячи кубометров в обмен на продление пребывания в Крыму российского Черноморского флота. По данным источников Reuters в Кремле, российская сторона готова искать новый компромисс.

Стоимость газа критична для конкурентоспособности украинской экономики. Киев надеется, что может убедить Москву. Среди аргументов Киева: политические уступки, возврат "Татнефти" контроля над Кременчугским НПЗ, а также, возможно, допуск "Газпрома" к газотранспортной системе Украины. Существующее законодательство запрещает приватизацию или аренду газотранспортной системы Украины, однако не исключено, что закон будет пересмотрен, если Киев примет решение о создании СП.

В данных условиях требовать от Москвы остановки проекта "Южный поток" – не самая дальновидная политика.

Спасите наши трубы

На Украине прекрасно понимают, что переброска российского газа в новые газопроводы не только лишит Киев важнейшего аргумента в спорах с Москвой, но и поставит под угрозу физическое существование украинской газотранспортной системы. В феврале 2010 года президент Украины Виктор Янукович заявил, что для модернизации ГТС страны нужно сформировать международный консорциум с участием России и Евросоюза. Янукович отмечал, что создание подобного консорциума позволит российской стороне отказаться от проектов "Южный поток" и "Северный поток". Вместе эти трубопроводы смогут прокачивать более 110 миллиардов кубометров газа, что урежет (при сохранении нынешних объемов поставок) транзит российского газа через Украину вдвое, а то и втрое.

Против Киева играет и сложившаяся ситуация на газовом рынке Европы, который оказался перенасыщен дешевым африканским сжиженным газом, ранее поставлявшимся в США. Объемы прокачки российского топлива, ставшего для европейцев слишком дорогим, сократились, уменьшив и выручку, которую Киев получит за свои услуги по транзиту газа из России в ЕС.

Хотя "Газпром" и ожидает, что газовый европейский рынок восстановится в ближайшие годы, поводов для оптимизма у Киева мало. Ситуация с транзитом российского газа через территорию Украины может кардинально ухудшиться, если Москве удастся заключить договор на поставку топлива с Пекином. В этом случае Китай станет крупнейшим покупателем российского газа, а "Газпром", получив возможность диверсифицировать поставки топлива, перебросит часть газа на азиатские рынки. Развитие ситуации подобным образом вполне вероятно, учитывая, что Москва и Брюссель сейчас находятся в процессе обсуждения сложившейся системы отношений "продавец-покупатель".

Еврокомиссии не нравится, что "Газпром" заключает долгосрочные контракты с европейскими компаниями на поставку газа. Не нравится это и европейским потребителям, которые в кризис стали терять деньги из-за подобных контрактов с российским концерном. Представители российской монополии, напротив, уверены, что долгосрочные контракты являются основой прочных взаимоотношений с европейцами. Эти договоренности, как неоднократно отмечали в Москве, позволяют привлекать инвестиции в инфраструктуру, то есть модернизировать трубопроводы, по которым газ идет в ЕС. Последнее, к слову, также предмет острого спора сторон: ЕС полагает, что поставщик вообще не должен владеть трубопроводом.

Позиция Еврокомиссии уже спровоцировала власти Литвы и Эстонии на попытки отобрать трубы у российской компании. Российский премьер Владимир Путин на минувшей неделе назвал эти действия "разбоем". Проблема тут гораздо шире: данный механизм, предусмотренный "третьим энергопакетом ЕС", фактически ставит крест на попытках "Газпрома" получить доступ к конечным пользователям на территории ЕС. Более того, Брюссель пытается истребовать от национальных правительств право на оформление единой энергетической политики ЕС, что в Москве, понятное дело, вызывает понятные опасения. Это также может остановить строительство "Южного потока", который, не получив от Брюсселя особого статуса, попадет под регулирование "третьего энергопакета".

В интересах Украины, понятное дело, - не допустить сокращения транзита российского газа через свою территорию. Это возможно сделать, если Москва откажется от "Южного потока", предпочтя ему ГТС Украины. Следовательно, в интересах Киева - остановить строительство "Южного потока", "перетащив" уплывающие инвестиции в модернизацию собственной трубопроводной системы. Для этого правительство Украины и лоббирует создание газотранспортного консорциума с участием России и ЕС, который позволит стране сохранить свои собственные трубы. Пока успехи Киева на этом фронте довольно скромны - дальше разнообразных оценок того, сколько именно потребуется средств на модернизацию порядком устаревшей ГТС, дело не пошло.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше