Новости партнеров

Копия по цене оригинала

Сомнительный Веласкес оказался подлинником

Нью-йоркский музей Метрополитен вернул в постоянную экспозицию портрет короля Испании Филиппа IV работы Диего Веласкеса. В 1973 году эту картину, которая хранилась в музее почти 60 лет и считалась подлинником, неожиданно объявили работой одного из подражателей художника. Теперь, 37 лет спустя, после тщательной реставрации подлинность портрета все-таки подтвердили. Таким образом, музей "вернул" себе уже вторую картину Веласкеса за последние два года.

Портрет Филиппа IV Веласкес написал в 1624 году, через год после того как его назначили придворным художником. Королю Испании тогда было всего 18 лет, но работа живописца произвела на него и его окружение большое впечатление. Настолько большое, что в течение следующих 40 лет пребывания Филиппа IV на престоле портреты короля и членов его семьи писал только Веласкес.

Этот портрет, попавший в музей Метрополитен в 1913 году, особенно ценен тем, что считается самым ранним из сохранившихся официальных портретов короля. Его также отличает масштаб - картина имеет размер 200 на 102,9 сантиметра; Филипп IV на ней изображен в полный рост в черном камзоле и плаще.

Картина попала в музей Метрополитен после смерти нью-йоркского коллекционера и мецената Бенджамина Олтмена, который завещал музею свое собрание картин. Олтмен, в свою очередь, приобрел портрет у одного из самых известных арт-дилеров того времени - британца по имени Джозеф Дювин. Последний отличался деловым подходом к произведениям искусства и нередко требовал, чтобы реставраторы маскировали все повреждения на холстах и искусственно приглушали цвета, чтобы картина казалась менее легкомысленной, а значит, более дорогой.

Таким образом, уже в 1913 году портрет Филиппа IV был далек от своего первоначального вида, и со временем его состояние только ухудшалось, а сомнения экспертов в его подлинности усиливались. Когда в 1973 году Метрополитен решил провести ревизию трехсот картин из своей коллекции, в процессе реатрибуции копиями или фальшивками было признано около 45 картин, в том числе работы Эль Греко, Рембрандта и Вермеера. В этот список попал и портрет Филиппа IV: было решено, что он принадлежит кисти ученика или подражателя Веласкеса.

Статус-кво сохранялся до 2009 года, когда главой отдела европейской живописи музея Метрополитен был назначен Кит Кристиансен. По его инициативе главный реставратор музея Майкл Галлахер занялся другой картиной Веласкеса - "Портретом мужчины". Это полотно также когда-то считалось подлинником Веласкеса, но в 1979 году было признано работой его ученика. Благодаря усилиям Галлахера, который очистил картину от многочисленных слоев темного лака и следов работы не слишком внимательных реставраторов, подлинность картины была подтверждена.

После этого Кристиансен, которого всерьез занимал вопрос подлинности хранившихся в музее работ Веласкеса, обратил свое внимание на портрет Филиппа IV. Подготовка к реставрации картины началась в том же 2009 году. Рентгеновская съемка показала, что значительная часть изображения утрачена. Кроме того, левый глаз короля был практически стерт, и Кристиансен признался, что начал сомневаться в подлинности портрета: настолько мало в нем осталось оригинального. "Если бы Майкл [Галлахер] не взялся за реставрацию, я бы вернул картину на склад", - заявил он.

Однако уже первые итоги восстановительных работ, проведенных Галлахером, показали, что портрет действительно принадлежит кисти Веласкеса. Когда реставрация полотна была завершена, даже те эксперты, которые ранее считали картину подражанием, сошлись во мнении, что это подлинник. На происхождение картины очевидным образом указывала характерная для творчества Веласкеса живописная техника, следы которой были скрыты под слоями лака и результатами работы перерисовщиков Дювина.

Более того, Кристиансен и Галлахер выяснили, что этот портрет - копия более раннего изображения Филиппа IV, поверх которого он написал другой его портрет, хранящийся в музее Прадо в Мадриде. Еще один аналогичный портрет испанского короля (но не в полный рост, а поясной) хранится и в музее Мидоус в Далласе. Сравнив с помощью кальки эти три портрета, эксперты пришли к выводу, что все они были написаны художником с одного шаблона. Таким образом, благодаря картинам в музеях Далласа и Мадрида реставраторам удалось восстановить портрет Филиппа IV с максимальной точностью.

Обнаружение подлинного Веласкеса - это всегда событие, так как каждая его работа на счету: на протяжении всей жизни художник написал лишь около 110 картин. Интересно, что летом 2010 года в запасниках музея Йельского университета нашли еще одного Веласкеса - картину "Обучение девы". Она плохо сохранилась, и наиболее авторитетные мировые эксперты по творчеству испанца еще не подтвердили ее подлинность. Сейчас картина находится на реставрации.

Вообще 2010 год стал необычайно богатым на неожиданно обнаруженные картины старых мастеров. Итальянские реставраторы, восстанавливавшие распятие XIV века, под конец работ поняли, что перед ними произведение Джотто. Долгое время провисевшая в холле роттердамского музея картина XVII века оказалась работой Рембрандта. Музею Прадо предложили отреставрировать картину, которая, как выяснилось в процессе, была написана Брейгелем-старшим. Наконец, итальянский искусствовед и вовсе объявил о том, что нашел картину Микеланджело.

Конечно, такие находки иногда обусловлены случайностью, но нельзя отрицать, что все чаще они делаются благодаря достижениям технологий реставрации. Иными словами, велик шанс, что с каждым годом их число будет увеличиваться: никто не знает, сколько еще забытых картин великих художников хранится на чердаках деревенских домов или висит на стене чьей-нибудь спальни.