Вечером 28 декабря в Тульской области потерпел крушение транспортный самолет Ан-22 ("Антей"), который летел из Воронежа в Тверь. В авиакатастрофе погибли 12 человек - члены основного и запасного экипажей. Причины падения "Антея" пока официально не объявлены. Одни эксперты объясняют случившееся отказом двигателей, другие специалисты говорят о "чем-то невероятном".
Самолет Ан-22 с регистрационным номером RA-09343 пропал с радаров около 21:30. Транспортник летел пустым: в Воронеж для местного военного авиационного инженерного университета он отвез МиГ-31 и возвращался на свой аэродром базирования Мигалово, расположенный на окраине Твери. В полете "Антей" провел около получаса, а до родного аэродрома не дотянул более 300 километров. Обломки машины в районе поселка Красный октябрь Тульской области обнаружили с воздуха в 02:36.
Добраться к месту крушения поисковому отряду удалось только утром. Причем ему пришлось воспользоваться снегоходами, поскольку вертолеты не могли взлететь из-за "нулевой видимости". На месте катастрофы прибывшие следователи обнаружили воронку диаметром в двадцать метров и глубиной четыре метра. Тел летчиков пока не нашли, однако, как говорят в Следственном комитете, все они погибли. В агентствах появлялись сообщения об обнаружении трупов, но официально их не подтвердили.
Подробности аварии не раскрываются, к тому же, по заявлению Минобороны, еще не найдены бортовые самописцы. Неофициально сообщалось об обнаружении "черных ящиков". Как бы то ни было, уже известно, что на землю об аварийной ситуации пилоты не докладывали. В расследовании обстоятельств катастрофы принимают участие сотрудники криминалистических подразделений центрального аппарата военных следственных органов СК РФ, а также военного следственного управления СК по Московскому военному округу. Координирует работу прибывший прокурор Тульской области Олег Черныш. Дело заведено по статье 351 УК РФ ("Нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия").
Причины катастрофы на официальном уровне никто не озвучил. По словам источника РИА Новости в Минобороны, основной версией является "отказ авиационной техники". Аноним утверждает, что самолет не планировал, а просто рухнул. Эксперт в области безопасности полетов Валентин Дудин придерживается аналогичной версии произошедшего. "При отказе одного из крайних двигателей на самолете возникает очень сильный крен, который практически невозможно выровнять рулями. Особенно если отказ произошел на малой высоте", - объяснил специалист.
Свои мысли по поводу причин авиакатастрофы в беседе с "Интерфаксом" озвучил также бывший командующий ВВС России Анатолий Коркунов. По словам отставного генерала армии, вряд ли причиной аварии стало обледенение крыльев или одновременная потеря сознания всеми членами экипажа. "Все очень загадочно. Видимо, произошло что-то невероятное", - заключил Коркунов.
Транспортные турбовинтовые самолеты Ан-22 производились с 1965 по 1976 год. По данным сайта Aviation Safety Network, за 45 лет эксплуатации судна такого типа терпели катастрофы девять раз, включая последний случай под Тулой. Предпоследний раз "Антей" упал в 1994 году через несколько минут после взлета из "Мигалово". Комиссия тогда пришла к выводу, что причиной аварии стала частичная потеря управляемости самолета из-за поломки в правом крыле. Однако разработчик - бюро Антонова - с этим не согласилось, поскольку во время испытания с аналогичными неисправностями самолет взлетал и садился без особых проблем. Конструкторы заявили, что причиной катастрофы стало обледенение крыльев воздушного судна, которое всю ночь простояло под открытым небом. К тому же, как выяснилось, члены комиссии утверждали, что самолет перед вылетом был обработан противообледенительной жидкостью "Арктика", в то время как по документам аэродрома ее запасов в тот момент не было.
Что касается последней аварии, то остается ждать, пока следствие придет к каким-то выводам. По всей видимости, окончательная причина катастрофы будет названа через несколько месяцев. Пока же полеты Ан-22 распоряжением главы ВВС Александра Зелина приостановлены. Однако, как говорит бывший главком Военно-воздушных сил, в настоящее время адекватной замены транспортным самолетам такого типа в России нет.