Новости партнеров

Пушки на ремонте

О срыве украинских военных контрактов с Ираком

Украина не сумела исполнить военные контракты с Ираком на поставку 420 бронетранспортеров и шести военно-транспортных самолетов, сорвав сроки передачи первых партий техники. В качестве основных причин называются передел на украинском рынке вооружений и технический брак, обнаруженный в бронетранспортерах. Пока Украина ищет виновных и пытается вернуться к оговоренному графику поставок, Ирак может за задержки выставить стране штрафные санкции в размере до 55,7 миллиона долларов.

Не успели

Украина и Ирак заключили два контракта на поставку бронетранспортеров БТР-4Е и военно-транспортных самолетов Ан-32Б в конце 2009 года. В частности, Украина обязалась передать Ираку 270 линейных БТР-4, 80 командирских машин, 30 штабных, 30 медицинских и десять ремонтно-эвакуационных. Стоимость всех бронетранспортеров составляет 457,5 миллиона долларов. За шесть Ан-32Б Ирак должен заплатить еще 99 миллионов долларов. Общая сумма сделок составила 556,5 миллиона долларов.

По условиям соглашений, Ирак должен был перечислить Украине 20 процентов суммы в 2009 году, 40 процентов - в 2010-м и столько же - в 2011-м. Первые Ан-32Б Багдад должен был получить осенью 2010 года, однако поставка была перенесена. Первые 11 БТР-4Е должны были покинуть Украину в ноябре 2010 года, чтобы успеть принять участие в параде иракской армии 5 января 2011 года. Поставка и этой партии позже была перенесена на конец февраля 2011 года.

Что послужило причиной переноса сроков поставки, пока неизвестно. По версии украинского журнала "Фокус", срыв поставок военной техники может быть связан с начавшимся в конце 2010 года переделом на украинском рынке вооружений. Контролем за экспортом военной продукции на Украине занимается госкомпания "Укрспецэкспорт". В конце 2010 года указом президента Украины Виктора Януковича была создана госкорпорация "Укроборонпром", которая, по мнению некоторых экспертов, начала борьбу с "Укрспецэкспортом".

Согласно указу президента "Укроборонпром" должен объединить государственные предприятия, занимающиеся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и утилизацией вооружения и военной техники, а также участвующие в военно-техническом сотрудничестве с другими государствами. В числе этих предприятий: Харьковское КБ имени Малышева, Киевский и Львовский бронетанкоремонтные заводы, КБ "Луч" и "Прогресс".

Самое же интересное заключается в том, что под крылом "Укроборонпрома" должны также оказаться "Укрспецэкспорт", "Укроборонсервис", "Укринмаш", "Спецтехноэкспорт", "Промоборонэкспорт" и "ТАСКО-экспорт". Фактически, своим указом Янукович попытался упорядочить сложную систему украинского рынка военного экспорта, объединив все компании под единым началом. Несмотря на то, что прежде за военный экспорт должен был отвечать "Укрспецэкспорт", его "дочки" могли самостоятельно заниматься зарубежными поставками по согласованию с материнским предприятием.

По мнению некоторых украинских экспертов, объединение разных военных предприятий в "Укроборонпроме" привело к конфликту интересов между различными структурами новоявленной госкорпорации.

Впрочем, компании, занятые непосредственно исполнением иракского контракта, утверждали, что срыв поставок связан с техническим браком, обнаруженным в первых партиях военной техники. В частности, Михаил Борисюк, генеральный конструктор КБ имени Морозова и руководитель харьковского КБ имени Малышева, занимающегося производством БТР-4, заявил, что на первые бронетранспортеры были установлены бракованные 30-миллиметровые пушки ЗТМ-1, "дававшие осечки и задержки".

Бракованные орудия пришлось в спешном порядке демонтировать с БТР и отправлять обратно производителю - заводу точной механики в Каменецк-Подольском. В конце января 2011 года пушки должны были вернуться в Харьков для повторной установки на БТР-4Е. По неофициальной информации, партию Ан-32Б Ирак не принял сам, поскольку в контракте была оговорена поставка новых самолетов, а Украина передала заказчику транспортники, собранные с использованием запчастей, демонтированных со списанных машин.

Какая из двух предложенных версий является правдивой, сказать сложно. Вероятнее всего, обе они имеют место быть. 24 января 2011 года стало известно, что харьковский завод имени Малышева объявил массовый набор работников редких специальностей, которые будут заняты выполнением иракского контракта. Заводу требуются более 400 работников по 42 специальностям, в том числе токари-карусельщики. Не исключается и набор специалистов из России. Платить обещают по меньшей мере пять-шесть тысяч гривен (около 18,5-22,1 тысячи рублей).

Каким образом завод сумеет привлечь тех самых токарей-карусельщиков, неизвестно. По данным украинского издания "Комментарии", рабочих этой специальности на Украине насчитывается всего пять-шесть человек, и они зарабатывают до 16 тысяч гривен (около 60 тысяч рублей). Набор новой рабочей силы связан с тем, что завод имени Малышева просто не успевает самостоятельно подготовить квалифицированных специалистов.

Последствия

По условиям контракта с Ираком, заказчик имеет право выставить поставщику штрафные санкции в размере одного процента от общей суммы сделки в месяц, начиная со второго месяца задержки. При этом Багдад может потребовать не более десяти процентов от общей стоимости контракта, то есть 55,7 миллиона долларов. "Выкрутиться" Украине будет сложно, поскольку после подписания соглашений украинская сторона выдала Ираку гарантийное письмо, закрепляющее обязанности страны по поставке военной техники. Этот документ может быть предъявлен в любом суде как дополнительное доказательство, помимо самих контрактов.

Ан-32Б. Фото с сайта aeroflight.co.uk
Ан-32Б. Фото с сайта aeroflight.co.uk

19 января 2011 года украинские СМИ сообщили, что Ирак выставил Украине штрафные санкции в размере 165 тысяч долларов за задержку поставки транспортников Ан-32Б. Впрочем, спустя два дня "Укрспецэкспорт" обнародовал заявление, в котором говорилось, что сообщения СМИ о срыве военных контрактов не соответствуют действительности. При этом в заявлении также говорилось, что Ирак отказался от штрафных санкций в отношении Украины по согласованию сторон.

"Руководство ГК 'Укрспецэкспорт' прилагает максимум усилий для того, чтобы выполнить контракты с Ираком, которые оказались на грани провала по вине прежних руководителей компании. Государственная компания 'Укрспецэкспорт' также подчеркивает, что на данный момент штрафные санкции к Украине по иракскому контракту по согласованию сторон отменены", - говорилось в сообщении украинской госкомпании. Любопытно, что определить ту грань, за которой начинается именно "провал контракта", довольно сложно. Без официального признания срыва контрактов со стороны Украины любое сколь угодно долгое невыполнение обязательств можно, например, трактовать как задержку.

В пользу версии о внутреннем конфликте между структурами "Укроборонпрома" говорит сам текст заявления. "Прежним руководителем" "Укрспецэксорта" до 5 января 2011 года являлся Дмитрий Саламатин, впоследствии возглавивший "Укроборонпром". Указом Януковича руководить "Укрспецэкспортом" был назначен Дмитрий Перегудов, глава "Укринмаша", занимающегося реализацией излишков техники вооруженных сил Украины, утилизацией вооружений и внешнеторговыми отношениями. Таким образом, вина за задержки была иносказательно возложена на Саламатина.

Дмитрий Саламатин. Фото с сайта zhitomir.info
Дмитрий Саламатин. Фото с сайта zhitomir.info

У самого же бывшего руководителя "Укрспецэкспорта" свое мнение. 2 февраля 2011 года Саламатин подписал распоряжение об увольнении генерального конструктора КБ имени Морозова Михаила Борисюка. Обосновывая свое решение, Саламатин указал, что одной из причин увольнения стал брак при производстве первой партии бронемашин. Сам Борисюк объявил, что свой пост не покинет - он был назначен на должность генконструктора министром промышленной политики по контракту, а значит Саламатин не имеет полномочий уволить его.

Как бы то ни было, но задержка поставок украинской военной техники - явление не редкое. Например, Таиланд в 2007 году купил у Украины 96 бронетранспортеров БТР-3Е1. Сумма сделки составила четыре миллиарда бат (130,5 миллиона долларов). Заказчик долгое время не мог получить купленную бронетехнику, поскольку Германия отказалась поставлять на Украину некоторые комплектующие, из-за чего производителю БТР пришлось искать нового поставщика. Первые бронетранспортеры прибыли в Таиланд лишь в сентябре 2010 года.

Между тем, 20 сентября 2010 года Камбоджа получила партию из ста украинских танков и бронетранспортеров. Точный состав партии не назывался, однако указывалось, что техника была поставлена вовремя.

Несмотря на внутренние распри, в планах у Украины - дальнейшее увеличение военного экспорта и географии поставок. В частности, в 2010 году страна проявляла интерес к поставке вооружений Бразилии. В числе экспортной военной продукции были названы трехкоординатные радиолокационные системы, бронетранспортеры БТР-4 и танки Т-84У "Оплот". Учитывая внутренние распри и несовершенство производственной цепочки, добиться поставленных целей будет непросто.