Египет подводит итоги победившей революции. Особенно болезненная часть - судьба местных музеев, в первую очередь самого главного, Египетского музея в Каире, буквально набитого древними артефактами. Министр по древностям Захи Хавасс заявил: "Если Египетский музей в безопасности - Египет в безопасности. Я боюсь, Египет не в безопасности".
Египетский музей находится в Каире на самом почетном месте - в огромном столетнем неоклассическом здании на площади Тахрир. Во время народных волнений именно вокруг него разворачивались основные события.
Когда с Тахрира разбежалась полиция, студенты, музейщики и просто сознательные демонстранты живой цепью встали вокруг музея, чтобы спасти его от разграбления. Долину царей и Долину цариц, храмы Карнака и Луксора до прихода армии защищали от мародеров отряды местных жителей. Все просвещенное человечество должно в ноги поклониться этим людям.
Когда на Тахрире появилась армия, для нее охрана Египетского музея была одним из приоритетов. Почти сразу военные оцепили и пирамиды.
Но полностью оградить египетские древности от мародеров все же не удалось. В ночь с 28 на 29 января в здание Египетского музея проникли через крышу девять грабителей. Они крушили витрины, срывали со стен древние барельефы, ломали экспонаты. К счастью, это был единичный случай.
Еще когда на улицах Каира продолжались беспорядки, Захи Хавасс - самый уважаемый египтолог в мире и один из самых уважаемых людей в Египте - несколько раз инспектировал музей. Важно отметить, что в ходе правительственной реформы, затеянной президентом Хосни Мубараком ради сохранения власти, возглавляемый Хавассом Высший совет по древностям выделили в отдельное министерство. На сайте Хавасса регулярно публиковались отчеты о ситуации с египетскими древностями в условиях революции. И они выглядели в целом скорее обнадеживающими. Случаи мародерства в музеях отмечались, но ущерб (относительно общего масштаба событий) был нанесен совсем не большой. К тому же, с полной самоотдачей работали музейщики. Директор каирского Египетского музея Тарек эль-Авади и его подчиненные не уходили домой по несколько суток, ночуя на рабочих местах. Реставрационные мастерские не прекращали работу, и экспонаты, пострадавшие от рук мародеров, тут же отправлялись туда.
Министерство по древностям обнародовало список ценностей, пропавших из каирского Египетского музея, в субботу, 12 февраля, на следующий день после победы революции. В списке восемнадцать пунктов:
1. Позолоченная деревянная статуя богини, несущей фараона Тутанхамона.
2. Позолоченная деревянная статуя Тутанхамона с гарпуном. Эту знаменитую статую сломали: ноги фараона и лодка, служащая пьедесталом, остались в музее, а остальное пропало.
3. Известняковая статуя фараона Эхнатона с подносом для даров.
4. Статуя Нефертити, жены Эхнатона, с дарами.
5. Статуя принцессы из Амарны (песчаник).
6. Каменная статуэтка писца из Амарны.
7. Амулет в виде скарабея, принадлежавший семье Юйя (Эйя), из которой происходила мать Эхнатона.
8-18. Деревянные статуэтки ушебти (загробных слуг) семьи Юйя (Эйя).
Уже в понедельник, 14 февраля, Высший совет по древностям сообщил, что два пропавших экспоната - скарабей и одна из статуэток - найдены в садах музея. Остальные ценности ищут полиция и армия, которая взяла на себя ответственность за порядок в революционном Египте.
Как можно понять из списка пропавших предметов, от рук девятерых мародеров сильнее всего пострадала так называемая Амарнская галерея. Амарна - это город на Ниле, в 285 километрах к югу от Каира, где находятся руины Ахетатона - столицы фараона Аменхотепа IV Эхнатона. Этот фараон в XIV веке до нашей эры поставил в Египте грандиозный эксперимент - установил единобожие (культ бога солнца Атона) вместо чрезвычайно сложного традиционного многобожия. В 2010 году благодаря генетическому анализу была идентифицирована мумия Эхнатона. Так называемый Амарнский период - одна из самых ярких страниц в истории древнеегипетского искусства. Достаточно сказать, что именно к этому периоду относится знаменитый бюст Нефертити, обнаруженный в Амарне немецким археологом Людвигом Боркхардтом в 1912 году и являющийся ныне жемчужиной коллекции Нового музея в Берлине. Нефертити была главной женой Эхнатона.
Сообщалось также о пропаже двух фараонских мумий. Впоследствии выяснилось, что, во-первых, не фараонские; во-вторых, не мумии, а черепа; в-третьих, не пропали, а уже найдены и не пострадали.
Ущерб, который был причинен другим музеям Египта, документирован гораздо хуже. Известно, что разграблению подверглось археологическое хранение на раскопках древней столицы Мемфиса. Там были собраны артефакты не только из самого Мемфиса, но и из близлежащих некрополей. Журналисты писали, что растащили оттуда все, что только можно. Хавасс позже опроверг эти сведения и даже пожаловался руководству National Geographic на репортера, который поднял панику по поводу разграбления Мемфиса.
Сообщалось также, что сильно пострадало археологическое хранение в Аль-Кантара-эль-Шаркия на азиатской стороне Суэцкого канала, куда свозились артефакты с раскопок на Синайском полуострове.
Захи Хавасс обратился к музейщикам, коллекционерам и антикварам всего мира с призывом не покупать древности, награбленные в Египте во время революции. Он относительно спокоен только за пропавшие экспонаты каирского музея: все они слишком хорошо известны в мире, чтобы их можно было продать даже на черном рынке. В остальном - остается надеяться на совесть грабителей и торговцев. То есть - надеяться не на что.
4-тысячелетнее культурное наследие долины Нила пострадало совсем не так сильно, как могло бы, учитывая масштаб случившегося в Египте в последние недели. Археологи, музейщики и простые египтяне, которые сберегли его, совершили настоящий подвиг. Пусть это будет для Египта добрым предзнаменованием.