В ночь на 23 марта диспетчер Национального аэропорта Рональда Рейгана в окрестностях Вашингтона заснул на рабочем месте, вынудив два пассажирских самолета приземляться вслепую. Этот нелепый эпизод спровоцировал масштабную проверку авиационной отрасли США и оставил без работы главного авиадиспетчера страны.
Переполох в области авиационной безопасности США начался в конце марта 2011 года. Тогда СМИ облетела новость о том, что двум лайнерам пришлось совершать посадку вслепую, то есть без руководства со стороны диспетчерской вышки. Выяснилось, что произошло это по вине одного-единственного диспетчера, который в ту мартовскую ночь заснул на рабочем месте, оставив пилотов один на один со взлетно-посадочной полосой.
Инцидент во втором по величине вашингтонском аэропорту, может, и не вызвал эффект разорвавшейся бомбы, но американцев, часто летающих самолетами, встревожил не на шутку. Некоторые недоумевали, как так произошло, что в их стране самолеты приземляются на свой страх и риск, пока диспетчеры беспечно спят, забыв о безопасности пассажиров. Другие, узнав, что авиадиспетчер работал четвертую подряд одиночную ночную смену, вошли в его положение и возмущались тяжелыми условиями труда, к которым авиационное начальство принуждает своих подчиненных.
Основной поток критики обрушился на Федеральное управление гражданской авиации (FAA), которое осуществляет контроль за авиатрафиком над Америкой. Чиновником пришлось признаться, что одиночные ночные смены - распространенная практика в аэропортах наподобие аэропорта Рейгана, расположенных в черте города или в непосредственной близости от него, где ночной авиатрафик ограничен строгими нормами на уровень шума и требованиями безопасности. Причем в силу капризного графика сотрудникам диспетчерской действительно иногда приходится работать по несколько ночей подряд. О качественном сне и достаточном отдыхе в таких условиях говорить не приходится.
И тем не менее санкции в отношении проштрафившегося диспетчера не заставили себя долго ждать - его отстранили от работы на неопределенный срок. Одновременно с этим в FAA пообещали пересмотреть свой подход к комплектованию ночных смен в небольших аэропортах. Вскоре ведомство отчиталось о том, что диспетчерские около 30 аэропортов страны, где ранее практиковались одиночные ночные смены, получили по одному дополнительному сотруднику.
Казалось бы, эта нелепая история с переутомившимся и заснувшим авиадиспетчером исчерпала себя: никто не пострадал, виновник инцидента наказан, меры приняты. Однако сообщения о спящих на рабочем месте диспетчерах стали появляться в американской прессе все чаще, провоцируя нарастающее недовольство общественности.
Из сообщений в СМИ следовало, что 29 марта не давала о себе знать диспетчерская вышка международного аэропорта имени Престона Смита в техасском Лаббоке. А 11 апреля не отвечал диспетчер аэродрома "Боинг" в окрестностях вашингтонского Сиэттла. Причем выяснилось, что этот же диспетчер в январе также дважды не выходил на связь с прибывающими бортами. Последний на данный момент зарегистрированный случай произошел 13 апреля в аэропорту Рино-Тахо в Неваде. Прилетевший туда санитарный самолет с пациентом на борту приземлился вслепую после 16 минут "радиомолчания" со стороны диспетчерской. Кроме того оказалось, что еще в феврале 2011-го уснул на работе диспетчер аэропорта Ноксвилла, штат Теннесси.
Не дожидаясь всплеска общественного гнева, FAA объявило, что следом за первым недобросовестным диспетчером от работы отстранены и все остальные провинившиеся сотрудники. Какие последствия ожидают их в дальнейшем, пока не известно. Угроза увольнения нависла как минимум над авиадиспетчером из Ноксвилла, который оказался самым безответственным среди своих коллег. Выяснилось, например, что он заранее приготовил для себя спальное место в диспетчерской, собираясь в нарушение всех правил отдохнуть на работе.
Последствия всей этой диспетчерской неразберихи вскоре настигли и главного авиадиспетчера страны. 14 апреля руководитель FAA Рэнди Бэббит получил рапорт об увольнении от Хэнка Краковски, начальника ведомственной службы управления воздушным движением. Бэббит отставку главного авиадиспетчера Америки принял, попутно объявив о начале масштабной проверки всех подразделений в структуре ведомства, ответственных за управление полетами.
В США, по данным Федерального управления гражданской авиации, работают 15475 авиадиспетчеров, из которых 3400 дежурят как минимум одну ночную смену раз в две недели. Согласно ведомственной статистике, в 2010 году диспетчеры совершили 1887 преимущественно незначительных ошибок и нарушений. Эксперты считают основными причинами этих оплошностей чрезмерную усталость, а также недостаточную подготовку и неопытность некоторых диспетчеров.
Результаты этой проверки будут обнародованы еще не скоро, но уже сейчас можно предположить, что всех проблем она не решит. Ведь засыпающие диспетчеры - только вершина айсберга, на что указывает и глава сенатского комитета по надзору за FAA Джон Мика. По его данным, разного рода нарушения регулярно допускаются в авиационной сфере, но пока Америке в общем-то удавалось избежать печальных для себя последствий.
Однако, считает конгрессмен-республиканец, рано или поздно удача отвернется от США, и усталость диспетчеров обернется человеческими жертвами. Впрочем, конкретных вариантов решения проблемы 68-летний республиканец из Флориды не предложил, отметив только, что двойные смены в диспетчерских - не выход из ситуации.
Не вдаваясь во внутриведомственные проблемы FAA, которых наверняка накопилось немало, подытожим, что уснувший на рабочем месте авиадиспетчер - событие, безусловно, вопиющее. Подобный проступок еще можно как-то простить охранникам, продавцам в круглосуточных магазинах или любому другому малоквалифицированному персоналу, но никак не тем, от кого напрямую зависит безопасность десятков и сотен пассажиров.
И тем не менее львиная доля вины в этой ситуации лежит именно на руководстве авиационных перевозок, которое из года в год закрывает глаза на тот факт, что диспетчеры не получают нормального отдыха. Непонятно также, куда смотрят профильные профсоюзы, в задачи которых как раз и входит улучшение условий труда своих членов.
Особенно возмутительной нынешняя ситуация с диспетчерами покажется, если вспомнить отчет комитета безопасности перевозок США (National Transportation Safety Board) от апреля 2007 года. Тогда комитет подытожил, что как минимум четыре крупных летных происшествия едва не произошли по вине диспетчеров, потерявших концентрацию по причине переутомления. Иными словами, ровно четыре года назад надзорный орган официально указал на теперь уже фундаментальную проблему отрасли, но каких-либо подвижек так и не произошло.