Драма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем" вышла на экраны в 1994 году. Картину встретили восторженно: она получила приз в Каннах и награду Американской киноакадемии, а также собрала теплые отзывы критиков и зрителей. Фильм казался вполне законченным, однако несколько лет спустя Михалков зачем-то решил продолжить и развить историю, рассказанную в оригинальной ленте.
Картину "Утомленные солнцем 2. Предстояние", вышедшую в прокат весной 2010 года, встречали уже не с восторгом, а скорее недоуменно. Вопросов к фильму Михалкова было предостаточно. Судьба некоторых героев в сиквеле сложилась довольно неожиданно. Персонаж Олега Меньшикова, например, оказался вполне себе жив-здоров, хотя в финале оригинальной ленты он вроде как совершал самоубийство. Героиня Надежды Михалковой, которой согласно любой нормальной хронологии во втором фильме должно было быть 11 лет, вдруг оказалась вполне сформировавшейся 20-летней барышней. Картину ругали за бессвязность сюжета, за парадоксальность некоторых ситуаций, за исторические неточности. Фильм вошел в программу Каннского кинофестиваля и вроде бы был встречен овацией, но ни одной премии не получил. В прокате картина провалилась, при том что дилогия Михалкова "Утомленные солнцем 2" является самым дорогостоящим российским кинопроектом.
Изначально предполагалось, что заключительный фильм "Утомленные солнцем 2. Цитадель" выйдет в прокат через несколько месяцев после премьеры "Предстояния". По словам Михалкова, финальная картина должна была раскрыть его творческий замысел. Режиссер, в частности, говорил, что у зрителя наконец сложится "ясное, цельное представление" о фильме. Дело в том, что в "Предстоянии" были описаны события, разворачивавшиеся на протяжении трех лет. В "Цитадель" же, по словам Михалкова, должны были войти всего восемь дней из жизни героев. И эти самые восемь дней - то, ради чего, собственно, проект и затевался.
Правда, премьеру "Цитадели" отложили, и зрители целый год дожидались возможности выяснить, что же хотел сказать Михалков. Во вторник, 3 мая, в кинотеатре "Октябрь" состоялась премьера вторых "Утомленных солнцем 2". С замыслами режиссера все стало немного понятней, но вот сказать, что картина получилась цельной и ровной, было бы неверно.
Этот фильм, как и предыдущий, является скорее сборником новелл, а не связным рассказом. Просто теперь внимание сосредоточено на ограниченном числе персонажей - Котове, его дочери Наде, бывшей супруге Марусе, Мите. Вот комдив Котов выпивает на чужой свадьбе, а Митя ждет его в машине. В следующем эпизоде Котов беседует со Сталиным, а Митя оказывается под арестом. Как это случилось? А додумайте сами. Некоторые сцены вообще не вписываются в общую сюжетную канву. К чему, скажем, в фильме эпизод с родами под бомбежкой? Ну, допустим, это правда жизни и эпизод основан на реальных событиях. Но это же не объяснение. Реальных событий много, все их в фильм не упихнешь. Создается ощущение, что эту сцену решили добавить в фильм только для того, чтобы на экране обрезать пуповину младенцу опасной бритвой и эффектно забрызгать актеров кровью.
Вообще самые удачные сцены из "Цитадели" к войне отношения не имеют. Михалков не зря говорил, что "Цитадель" - это "любовная история". Например, Маруся в исполнении Виктории Толстогановой вполне удалась. Согласно сюжету фильма, у нее новый (уже третий) супруг, ребенок-грудничок. И тут вдруг является Котов, которого Маруся считала мертвым. Героиня Толстогановой приходит в возбуждение и ведет себя сумасбродно - но ее по крайней мере можно по-человечески понять. К сожалению, в "Цитадели" хватает эпизодов, которые не поддаются пониманию. Скажем, пролет компьютерного комара, с которого начинается фильм. Михалков пытается доказать, что ему подвластны технологии? Но все об этом и так догадываются. С технической точки зрения к фильму претензий как раз нет.
Или вот финальная схватка: Котов ведет вооруженных палками и кольями бойцов на заявленную в названии Цитадель. Шансов у них вроде как нет, однако судьба запускает механизм вроде того, что строили мыши в мультфильме о коте Леопольде. Как и в мультике, все начинается с маленького паука, но приводит к катастрофическим (с точки зрения немцев) последствиям. Так и подмывает спросить: вы это что, серьезно?
То есть мысль Михалкова более-менее понятна, тем более он ее еще раз пояснил, выступая перед премьерным показом. Бог - в мелочах. Иногда незаметная деталь меняет исход сражения. И все-таки эпизод с пауком кажется каким-то анекдотом, да еще и не особенно смешным.
Фильм "Цитадель" вовсе не так плох, как хотелось бы думать оппонентам Бесогона. Просто для того, чтобы объективно воспринимать картину, нужно забыть о некоторых фактах. Следует выкинуть из головы налог на болванки, нелепый рекламный плакат с Котовым и Сталиным (кстати, практически не имеющий отношения к фильму), разговоры автора о величии его труда. Пожалуй, не стоит вспоминать и о деятельности Михалкова в социальных сетях - например, после просмотра некоторых выпусков "Бесогон-TV" впечатление от "Цитадели" может испортиться. Но ведь все эти вещи не имеют непосредственного отношения к художественной ценности фильма, поэтому давайте забудем, чего уж.
Только в этом случае придется, наверное, закрыть глаза и на некоторые моменты, которые преподносятся Михалковым как достоинства фильма, но, опять же, на художественную ценность картины не влияют. Режиссер говорит, что над дилогией "Утомленные солнцем 2" на протяжении восьми лет увлеченно работали сотни людей и, соответственно, кино не могло получиться плохим. Мне же почему-то кажется, что ни число актеров, ни размер съемочной группы фильма не делают конечный результат автоматически прекрасным. Зрителя также мало волнует, сколько именно лет ушло на съемки картины. Давайте не будем вспоминать о штате и съемочном периоде - и тогда получится, что фильм "Цитадель" даже близко не так хорош, как хотелось бы думать его создателю.