Основатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов объявил, что уходит из театра навсегда. Поводом для этого стал скандал, случившийся на гастролях в Праге: труппа отказалась репетировать, требуя выплаты гонораров. Все это произошло на глазах у чешских театральных работников и журналистов, и скандал безобразным образом оказался вынесен на публику.
Существует как минимум две версии того, что именно произошло в Праге: взгляд на ситуацию со стороны актеров труппы и со стороны Любимова. Худрук театра позволил себе, как выразился недавно по другому поводу Владимир Путин, "огульно шельмовать" артистов, обвинив их в отсутствии желания работать, шантаже и алчности. По словам Любимова, перед началом открытой репетиции актеры поставили ультиматум: или им платят гонорар, или они не выходят на сцену.
В изложении режиссера ситуация вообще выглядит крайне драматичной: "чтобы избежать жуткого скандала и позора за границей", Любимов выполнил требование артистов, после чего они "тут же бросились делить ассигнованную сумму". По словам режиссера и его заместителя и супруги Каталины Любимовой, артисты повели себя "безобразно", устроив "шантаж и бунт". "Таким позором закончилась эта гастроль 'Таганки'. С этими людьми, которые не умеют себя вести, тем более за границей, я больше работать не буду", - подытожил худрук.
Кстати, если речь идет именно о гонораре за спектакли, то в театральной практике они часто остаются хозяину спектакля - то есть театру, и тогда гонораром распоряжается театральная администрация, штатные же работники труппы получают только суточные. Разумеется, все это остается предметом договора между театром и принимающей стороной, и актерские эмоции здесь ни при чем.
Роман Должанский, "Коммерсантъ"
Комментарии артистов труппы, в сравнении с выпадами Любимова, были достаточно сдержанными. Как рассказала ветеран труппы актриса Татьяна Сидоренко, в Чехии Театр на Таганке дважды сыграл спектакль "Добрый человек из Сезуана". Перед началом гастролей актерам выдали суточные, однако за два выступления театру заплатили еще и гонорар в сумме 16 тысяч долларов, о чем артисты узнали только от организаторов фестиваля. Когда они пришли к Любимову с просьбой выплатить эти деньги, режиссер якобы ответил: "Какие деньги? Вы все получили. Лучше бы играли нормально".
"Поскольку Юрий Петрович категорически отказался нам заплатить за работу, мы составили коллективное письмо. И перед репетицией ему и Каталине в присутствии всех зачитали", - рассказал другой актер Театра на Таганке Иван Рыжиков. Он добавил, что никакого ультиматума не было: "Мы просто вежливо попросили: 'Заплатите нам честно причитающиеся деньги'". После того как актеры получили деньги, репетиция состоялась, а вечером был сыгран спектакль, который имел огромный успех.
Конфликт, произошедший в Праге, Любимов назвал последним, так как он переполнил чашу его терпения. Будучи вернейшим приверженцем режиссерского театра, где свобода актера ограничивается волей режиссера, Любимов известен своей авторитарностью и жесткостью в работе с труппой. Поэтому легко понять его нетерпимость к любым проявлениям инициативы со стороны актеров и детскую обидчивость, которой только и можно объяснить брошенную им фразу: "с меня хватит этого безобразия, унижений, нежелания работать, а лишь получать деньги".
Никто не говорит о творческой составляющей и о спектаклях. Но давно назрел вопрос о нормальном профессиональном административном правлении театра, когда есть директор и есть главный режиссер - чем не обладает ни Любимов, ни его жена Каталина. Пора переходить к цивилизованным отношениям. Разговор, в общем-то, не о деньгах. Что возмутило Юрия Петровича - так это то, что холопы, которые всю жизнь молчали, вдруг подняли голос. Чтобы какая-то актерская шпана выступила с требованиями? Но невозможно быть всю жизнь - я уже и сам седой - клопами и тварями.
За последние годы режиссер не раз выступал с резкой критикой положения дел в российском театре и порывался уйти из Театра на Таганке. Последний такой несостоявшийся демарш пришелся на зиму 2010 года, когда Любимов обрушился на чиновников, не чураясь резких выражений и назвав их "чурками-табуретками". Тогда в числе наиболее возмутительных явлений он назвал отсутствие контрактной системы, позволяющее актерам свободно пропускать репетиции ради съемок в сериалах, и обилие бумажной работы, которая сваливается на дирекцию театра.
Однако недовольство актеров тоже возникло не на пустом месте и, по большому счету, при такой упрямой критичности руководства почти не вызывает удивления. Сидоренко, к примеру, пожаловалась, что случаи с невыплатой гонораров в театре не редкость и обстановка в театре сложилась "нездоровая". А по данным "Московского комсомольца", артистам театра в этом сезоне не выплатили ни одной ежемесячной премии, и обращаются с ними далеко не самым уважительным образом. К тому же не стоит забывать, что театральные актеры - это не шпалоукладчики, поэтому их капризы и взбалмошность, тем более на гастролях - явление вполне привычные.
Как бы то ни было, правота, которую в этой ситуации чувствует за собой каждая из сторон конфликта, с позиции свидетеля этого скандала бессмысленна при любом раскладе, потому что это позор. В эмоциональных дрязгах разрушается репутация одного из крупнейших - во всех смыслах этого слова - московских театров, зрители которого достойны быть избавленными от чтения статей, подобных этой. Поэтому как нельзя справедливо звучит замечание председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, который назвал конфликт "трагичным и для театра, и для Любимова".
Любимов, которому в сентябре исполнится 94 года, пообещал уйти из театра по окончании сезона, 15 июля. "Я могу работать в любом полушарии. Предложений ставить спектакли у меня достаточно. Захочу - наберу антрепризную труппу. Я свободный человек. А 'Таганка' кончена", - заявил он. Судя по всему, никаких сожалений у Любимова нет, и меньше всего он жалеет о своем решении. Но от этого как-то не легче, потому что с Любимовым, каким бы сумасбродством ни казались его заявления, "Таганка" останется "Таганкой", а вот без него действительно будет кончена.