Катастрофические ошибки Эксперты выдвигают разные версии гибели "Булгарии"

12 июля стали известны новые подробности катастрофы теплохода "Булгария", который затонул 10 июля на Волге в Камско-Устьинском районе Татарстана. Выяснилось, что еще до того, как в машинное отделение попала вода, произошла остановка электрогенераторов и поэтому теплоход не смог подать сигнал SOS. Однако почему он затонул, до сих пор неясно.

Еще вчера появилась информация о многочисленных поломках на "Булгарии". Перед выходом у судна был неисправен левый двигатель, оно было перегружено, шло с креном на правый борт. Выяснилось, что поломки происходили и в прежние рейсы - двигатель глох не один раз, вода заливалась через иллюминаторы, теплоход опаздывал на много часов, забивались туалеты.

Эту безрадостную картину позднее дополнил спасшийся радист судна Ринат Габитдинов, рассказавший об отключении электричества. По его словам, команду капитана всем перейти на левый борт, отданную, когда теплоход накренился, невозможно было объявить по громкой связи. Габитдинов также рассказал, что во время предпоследнего рейса в машинном отделении произошел пожар.

По данным "Известий", речники и раньше называли "Булгарию" "плавучим гробом". Однако, несмотря на многочисленные данные о неисправности судна, в прессе встречается и другая версия, согласно которой причиной катастрофы стали неправильные действия экипажа. Сотрудник компании "Водафлот" Андрей Ильин, который долго работал с "Булгарией", в комментарии газете заявил, что судно могло спокойно идти и на одном двигателе, хотя и не полным ходом. Имевшийся у теплохода крен Ильин назвал отличительной особенностью судов этого проекта, которая сама по себе не является катастрофической (у судна с одного борта - топливная цистерна, с другого - емкость с нечистотами, нагрузка не всегда совпадает). В том же духе высказываются и некоторые другие эксперты.

Действительно, многочисленные рассказы о неисправностях не проясняют главного - почему судно именно утонуло, причем так быстро, а не просто остановилось, потеряв ход? Впрочем, что касается скорости погружения под воду, то здесь ситуация уже более-менее ясна. Конструкция "Булгарии", как рассказали "Московскому комсомольцу" в управлении государственного морского и речного надзора, не предполагала установку внутренних перегородок, которые могли задержать воду в отдельных отсеках. Иными словами, вода могла быстро заполнить весь корпус судна.

Высказываются предположения о том, что в "Булгарии" была пробоина - на выходе из города Булгар очень много пеньков. Эту версию в комментарии "МК" выдвинул бывший член экипажа судна. По его словам, в этом случае теплоходу могло не хватить мощности, чтобы вырулить (то есть неработающий двигатель свое негативное воздействие, возможно, оказал). Как рассказал "Известиям" начальник Нижегородского речного училища Валерий Елисеев, сделать пробоину в таком старом судне может обычное плавучее бревно. По другой версии, днище "Булгарии" пробил ее собственный винт, который, возможно, отлетел от теплохода. Проверить эти предположения можно будет после подъема судна, который намечен на 16 июля.

Пострадавшие с потерпевшего крушение судна

Пострадавшие с потерпевшего крушение судна "Булгария" в речном порту Казани. Фото РИА Новости, Роман Хасаев

Lenta.ru

Согласно еще одной версии, вода в "Булгарию" залилась через иллюминаторы, которые были либо открыты из-за жары (кондиционеров на судне не было), либо просто протекали. О версии с открытыми иллюминаторами "Интерфаксу" еще 11 июля рассказал источник, близкий к следствию. Собеседник "МК", ходивший на судне раньше, рассказал, что в 2007 году "Булгарию" уже заливало водой через иллюминаторы, поскольку на них рассохлись резинки.

Возможно, слишком много пассажиров на перегруженном судне оказались на правом борту, на который и без того был крен, в результате чего вода и залилась в иллюминаторы.

Еще одна версия затопления сводится к тому, что совпали несколько обстоятельств - имея крен, судно, при волнах и ветре, неудачно попыталось выполнить маневр поворота, зачерпнуло воду и перевернулось. Надо сказать, что если капитан Александр Островский и совершил ошибку, то он, по крайней мере, как рассказал электромеханик "Булгарии", до последнего момента оставался на мостике и пытался совершить необходимый маневр (водолазы уже обнаружили тела капитана и его супруги).

Вопрос с перегрузкой неясен. Первоначально сообщалось, что на "Булгарии" всего находилось 179 человек, потом появилась другая цифра - 209 (или 205, четыре человека, возможно, в круиз не поехали). О том, была ли такая перегрузка критической, высказываются противоположные мнения, так что целесообразнее дождаться выводов комиссии.

По крайней мере, об одной возможной причине катастрофы можно сказать вполне определенно. Предприниматели, использовавшие теплоход, видимо, поставили прибыль выше безопасности пассажиров - ведь иначе такое судно в рейс никто бы не послал. Как рассказал "Известиям" источник, близкий к следствию, "пароходство, видимо, хотело переложить все затраты на ремонт корабля на арендаторов, но и они предпочитали зарабатывать на 'Булгарии', практически ничего не вкладывая". Как стало известно газете, при ремонте судна применялись "левые" запчасти, из-за чего силовая установка и выходила из строя. На новые запчасти, по данным "Известий", арендаторы не тратились, а заставляли механиков и слесарей чинить износившиеся детали. Ремонтировали судно в сжатые сроки, чтобы успеть к навигации.

Российские власти пытаются извлечь выводы из произошедшего. Президент Дмитрий Медведев распорядился провести обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров. Генпрокуратура уже начала проверку соблюдения законодательства в этой области. 11 июля в Саратове для проверки был остановлен теплоход "Композитор Глазунов" - он построен по тому же проекту, что и "Булгария", и также имел правый крен.

Не только техническая, но и юридическая сторона пассажирских речных перевозок находится в России в удручающем состоянии. Как заявил замглавы Ростуризма Евгений Писаревский, слова которого приводит "Интерфакс", фирма "Аргоречтур", являвшаяся арендатором "Булгарии", не входит в реестр туроператоров России, а потому не имела права предлагать круизные туры на судне. Это не говоря о том, что и само судно, как выяснили следователи, не имело лицензии на пассажирские перевозки. Вдобавок, по данным "Коммерсанта", председатель совета директоров ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство"", которому принадлежала "Булгария", Михаил Антонов, находится под следствием за незаконный оборот боеприпасов. Когда-то его подозревали в мошенничестве, незаконном предпринимательстве и злоупотреблениях.

Уголовное дело уже возбуждено в отношении генерального директора компании "Аргоречтур" Светланы Инякиной и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова. Дело возбудили по части 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Инякина и Ивашов задержаны.

Отдельно хотят наказать капитанов двух судов, которые, по свидетельству очевидцев, прошли мимо терпящей бедствие "Булгарии" и не помогли тонущим. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин распорядился возбудить против них уголовные дела (они уже заведены).

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше