Престарелый именинник

Ровно один нептунианский год назад ученые нашли далекую планету

Нептун. Фото NASA

Во вторник, 12 июля, восьмая планета Солнечной системы - Нептун - отметила своеобразный день рождения. Ровно один нептунианский год назад, 23 сентября 1846 года, немецкий астроном Иоганн Галле обнаружил небесное тело, названное позже в честь римского бога морей. В подарок планете, необычной сразу по многим параметрам, "Лента.Ру" публикует подборку интересных фактов о ней.

• Нептун стал первой планетой, открытой не в результате "случайных" наблюдений, а по итогам математических вычислений. В 1820-е годы ученые заподозрили, что за орбитой Урана находится еще одно крупное небесное тело, так как орбита седьмой планеты Солнечной системы никак не хотела укладываться в предписываемые ей параметры. Первым орбиту гипотетического восьмого "жителя" Солнечной системы вычислил британский математик и астроном Джон Кух Адамс, однако его результаты не получили широкой огласки.

Параллельно с Адамсом расчетом орбиты планеты-невидимки занимался французский математик Урбен Леверье. Он уговорил сотрудника Берлинской обсерватории Иоганна Готтфрида Галле провести соответствующие наблюдения, и буквально за несколько ночей Галле с помощником действительно обнаружил небесное тело, перемещающееся относительно неподвижных звезд в точности так, как предсказывали выкладки Леверье. Официальной датой открытия Нептуна считается 23 сентября 1846 года, хотя не исключено, что астрономы нашли планету уже в первые часы 24 сентября.

Новая планета обнаружилась в пределах одного градуса от координат, определенных Леверье, и в пределах 12 градусов от координат, предсказанных Адамсом. Несмотря на то, что большинство ученых признают первооткрывателем Нептуна Леверье, споры о приоритете этого открытия продолжаются до сих пор.

• На самом деле, астрономы несколько раз наблюдали Нептун до его официального открытия. Достоверно известно, что восьмую планету Солнечной системы дважды видел Галилео Галилей (в 1612 и 1613 годах), однако он принял Нептун за неподвижную звезду.
  • Нептун два раза становился самой удаленной от Солнца планетой Солнечной системы. Впервые это произошло после его открытия, и Нептун удерживал почетное звание вплоть до 1930 года, пока на задворках Солнечной системы ученые не обнаружили еще одну планету - Плутон. Но после того, как астрономы нашли за орбитой девятой планеты Солнечной системы сразу несколько небесных тел, сравнимых с Плутоном по размеру, последний был лишен статуса планеты и в 2006 году низвергнут сначала до карликовой планеты, а потом до плутоида Международным астрономическим союзом.

Соответственно, Нептун вновь стал самой удаленной от Солнца планетой. Кстати, и во время "господства" Плутона восьмая планета иногда умудрялась занимать его место - орбита бывшей девятой планеты очень сильно вытянута, и периодически Плутон подходит к Солнцу ближе своего соседа.

• Судьбоносное решение Международного астрономического союза вернуло Нептуну статус не только самой удаленной, но также и самой холодной планеты, обращающейся вокруг Солнца. Температура поверхности Нептуна составляет около 51,7 кельвина (минус 221,4 градуса Цельсия). Более того, самая крупная нептунианская луна - Тритон - еще холоднее. Температура на поверхности этого небесного тела опускается до 38 кельвинов (минус 235 градусов Цельсия). Но, несмотря на такую экстремальную температуру, Тритон - довольно активный спутник. В 1989 году "Вояджер", пролетая мимо этой луны, зафиксировал на ней вулканическую активность - разумеется, речь идет не об обычных вулканах, которые выбрасывают лаву, а о криовулканах, извергающих замерзший водяной лед, углеводороды и замороженные газы - аммиак, метан и другие.

Помимо криовулканизма Тритон интересен своей орбитой - седьмой спутник Нептуна обращается в противоположную сторону по отношению к вращению планеты (такой тип орбиты получил название ретроградной). Кроме того, орбита Тритона очень сильно наклонена по отношению к экватору Нептуна. Эти факты указывают, что, по крайней мере, один из своих спутников планета получила захватническим путем - "в норме" планеты и их луны образуются вместе и движутся в одном направлении друг с другом.

• Наряду со спутниками - всего у Нептуна их 13 штук - восьмая планета Солнечной системы "владеет" системой колец, хотя и менее впечатляющих, чем кольца Сатурна. Всего вокруг Нептуна насчитывают пять колец, состоящих из ледяных частиц. На внешней дуге хорошо заметны пять "выростов", названых "Храбрость", "Свобода", "Равенство 1", "Равенство 2" и "Братство”.
  • Нептун - довольно крупная планета. Его масса в 17,2 раза больше земной, а диаметр превосходит диаметр нашей планеты в 3,9 раза. Восьмая планета Солнечной системы застряла где-то на полпути между каменистым телом и газовым гигантом. При этом гравитация на поверхности Нептуна превосходит земную всего на 17 процентов (хотя проверить этот факт непосредственно невозможно - твердое вещество, если оно вообще присутствует на Нептуне, спрятано глубоко в его недрах). Совсем небольшой "перевес" по сравнению с Землей объясняется большим диаметром Нептуна.
  • Гипотетический наблюдатель не смог бы провести гравитационные измерения на Нептуне не только по причине того, что он провалился бы вглубь планеты. В действительности, наблюдатель не успел бы сделать даже этого - на восьмой планете Солнечной системы дуют столь сильные ветра, что экспериментатора и его приборы моментально бы унесло за сотни километров от места предполагаемого эксперимента. Скорость ветров на Нептуне достигает 2,1 тысячи километров в час.

Неистовство стихии объясняется тем, что экстремально низкие температуры и "гладкие" потоки газа очень сильно снижают трение, и в итоге воздушные массы (под "воздухом" тут понимается смесь специфических для Нептуна газов - водорода, гелия, метана и аммиака, а не привычное сочетание азота, кислорода и небольшого количества других веществ) перемещаются, почти не встречая сопротивления.

• На немногочисленных фотографиях Нептуна он практически всегда предстает синим. Необычный цвет планеты связан с обилием метана в ее атмосфере - этот газ интенсивно поглощает излучение в красной области спектра.
  • Фотографий восьмой планеты Солнечной системы относительно немного, так как исследовательский зонд пролетал мимо нее всего один раз - американский аппарат "Вояджер-2" подошел к северному полюсу Нептуна на расстояние около трех тысяч километров 25 августа 1989 года по пути к дальним рубежам Солнечной системы. И, к сожалению, в ближайшие десятилетия ни одно космическое агентство не планирует отправить к Нептуну другие миссии.

• Обсудить