Если реакцию азиатских и европейских рынков на снижение рейтинга США можно было охарактеризовать как сдержанную, то вот в самих США произошел настоящий обвал котировок: индекс Dow Jones провалился более чем на пять процентов, Nasdaq - почти на семь процентов. Теперь по всему миру все чаще вспоминают 2008 год и глобальный экономический кризис, острая фаза которого началась именно с резкого снижения фондовых показателей.
Паника
8 августа азиатские фондовые индексы закрылись падением на 2-4 процента, а европейские биржевые показатели даже начали торги с роста - правда, он продолжался недолго. Тем не менее, о панике в Азии и Европе говорить не приходилось: инвесторы продавали ценные бумаги в рамках обычной коррекции.
Паника началась 8 августа с открытия бирж в США. Уже в первые минуты торгов S&P 500 и Dow Jones обвалились на два процента, а Nasdaq - более чем на три процента. По графикам индексов видно, что приблизительно через полчаса после начала торгов они попытались восстановить свои позиции, но атака "быков" (так на рынке называются настроенные на покупки игроки) быстро провалилась - и дальше индексы снижались практически беспрерывно.
Не смог поддержать биржевые котировки и президент США Барак Обама. 8 августа он выступил с речью, в которой, в частности, заявил, что США "всегда будут ААА-страной". Он также предложил сократить ряд налогов для поддержки экономики. Инвесторы речь президента просто не заметили.
В итоге торговая сессия 8 августа оказалась для американских биржевых показателей худшей с осени 2008 года: Dow Jones потерял 5,55 процента, S&P 500 – 6,66 процента, Nasdaq – 6,9 процента. Если в июле Dow Jones превышал отметку в 12500 пунктов, то сейчас находится в районе 10,8 тысячи пунктов.
Bloomberg отмечает, что 8 августа все без исключения акции, входящие в S&P 500, упали. Такого единодушия не было у инвесторов даже во время кризиса 2008 года - агентство подсчитало, что в "черный понедельник" был установлен рекорд по крайней мере с 1996 года. В S&P 500 входят акции 500 компаний, так что результат оказался действительно впечатляющим.
Особенно не повезло 8 августа банкам. Акции Bank of America подешевели разом на 20 процентов и опустились до минимума с 2009 года. Немногим лучше оказались дела у Citigroup (минус 16 процентов) и Morgan Stanley (более 14 процентов).
Волна
Такой серьезный спад на американском рынке не мог не сказаться на фондовых индексах всего мира, хотя, казалось бы, они новость от Standard & Poor's отыграли днем ранее.
Тем не менее, утро 9 августа началось с обвала котировок по всему миру. В Азии японский Nikkei закрылся снижением на 1,68 процента, в Южной Корее местный фондовый индекс потерял более трех процентов, в Гонконге падение составило более пяти процентов.
Исключением не стала и Европа, где большинство фондовых индексов снизилось на 3-4 процента. Stoxx Europe 600 уже 8 августа вступил в "медвежью фазу" (падение более чем на 20 процентов от максимума), а 9 августа продолжил потери. По графикам отдельных европейских фондовых индексов видно, как они пытались "отскочить" от минимумов в начале торговой сессии, но потом продажи захлестнули рынок.
То же самое произошло и с индексом ММВБ в России. В первые минуты торгов он обвалился, потом полчаса на рынке шли покупки, и индекс ненадолго вышел в плюс. В этот момент "медведи" снова активизировались. В итоге к середине сессии индекс ММВБ потерял четыре с половиной процента, а РТС - все восемь.
Однако самое интересное в России происходит не на фондовых рынках, а на валютных. Инвесторы в массовом порядке продают рубли, покупая доллары и евро. Центробанк в торги (во всяком случае официально) не вмешивается, что приводит к невиданным доселе колебаниям на рынке. К середине торговой сессии бивалютная корзина в России подорожала на 1,31 рубля - до 35,77 рубля. Доллар на ММВБ дорожает приблизительно на рубль, евро - более чем на 1,1 рубля. За два дня европейская валюта поднялась в цене уже на два с половиной рубля.
Рубль не пользуется спросом у инвесторов не только из-за ситуации на фондовом рынке. Цены на нефть на мировом рынке практически мгновенно отреагировали на возможное повторение рецессии в экономике США - инвесторы стали продавать сырьевые контракты. На Nymex баррель WTI стоит уже 78 долларов, хотя еще в начале августа стоил больше 90. И хоть председатель Счетной палаты Сергей Степашин уже заявил, что России не стоит опасаться обвала нефтяных котировок, на рынках понимают: если основное экспортное сырье страны падает в цене, профицит торгового баланса может значительно сократиться. А там уже недалеко и до девальвации.
Что будет дальше?
Ответа на вопрос, вынесенный в подзаголовок, понятное дело, не знает никто. Однако можно предположить, что если обвальное падение на рынке акций продолжится, ФСФР вынуждена будет приостанавливать торги в России. На валютном рынке, скорее всего, стоит ожидать действий от Центробанка: регулятор должен либо наводнить рынок долларами и евро, пожертвовав частью резервов, либо объявить, до какого момента он не будет вмешиваться в торги.
Что касается международных рынков, то здесь надежда исключительно на США. На 9 августа намечено выступление главы Федеральной резервной системы Бена Бернанке. Он, как ожидается, должен объявить о мерах по поддержке экономики и рынков. Не исключено, что Бернанке объявит о третьем раунде "количественного смягчения" (quantitative easing). Этот термин означает, что ФРС выпустит на рынок дополнительные деньги, покупая на них казначейские облигации или другие активы.
Первая и вторая волны "количественного смягчения" неизменно приводили к росту фондовых индексов и снижению напряженности на рынке. О влиянии этих "смягчений" на экономику можно спорить (рост ВВП в США сейчас замедляется), однако биржевикам сотни миллиардов долларов, выброшенные ФРС на рынок, оказались очень кстати. Вполне возможно, что и третья волна приведет к тому, что индексы наконец-то выйдут из "красной зоны".
Что касается общего состояния мировой экономики, то пока обвал на рынках еще не привел к каким-то значимым изменениям глобального ВВП. Это может произойти, только если окажется, что какой-нибудь крупный банк чрезмерно увлекся спекуляциями на рынке и не может исполнять своих обязательств. В таком случае повторится ситуация с Lehman Brothers 2008 года. Что было с мировой экономикой после осени 2008 года, напоминать нет нужды.