Конец студии

Александр Сокуров рассказал о печальном будущем "Ленфильма"

Десятого августа в "Новой газете" было опубликовано открытое письмо Александра Сокурова и Алексея Германа к премьер-министру РФ Владимиру Путину, в котором знаменитые режиссеры просят главу правительства не допустить присоединения киностудии "Ленфильм" к компании "Всемирные русские студии", входящей в АФК "Система". Эта принадлежащая Владимиру Евтушенкову корпорация объединяет большое количество самых разнообразных активов - от фармкомпаний до сотовых операторов, но Герман и Сокуров считают, что слияние с межотраслевым гигантом будет означать конец киностудии.

В своем письме режиссеры ссылаются на несколько документов - в частности, на проект постановления правительства об учреждении "Открытого акционерного общества "Объединенная киностудия ‘Ленфильм’" и на проект президентского указа "Об открытом акционерном обществе "Объединенная киностудия ‘Ленфильм’". В этих двух проектах прописано будущее питерской студии: она станет частью принадлежащей АФК "Система" компании "Всемирные русские студии" - крупнейшей частной кинокомпании на территории РФ.

В середине августа разработанный в Министерстве культуры проект приватизации "Ленфильма" был согласован с Минэкономразвития. Согласно условиям соглашения, в собственность ВРС должны перейти 75 процентов минус одна акция студии, а государство оставит себе 25 процентов плюс одну акцию. АФК "Система" - солидный инвестор, и слияние с корпорацией, по идее, должно обеспечить студии, которая находится далеко не в лучшем положении, относительно безбедную жизнь. Однако многие из тех, кто имеет непосредственное отношение к "Ленфильму", отнеслись к грядущим переменам крайне негативно.

"Лента.ру" обратилась за комментариями к одному из авторов письма - Александру Сокурову. В первую очередь режиссер, по его словам, опасается, что из-за слияния с ВРС студия перестанет выпускать "серьезное" игровое кино и сосредоточится исключительно на сериалах. "Это будет частное предприятие, во главе которого станет человек, целью которого будет извлечение прибыли", - пояснил режиссер свое беспокойство. Мнение старожилов "Ленфильма", как и мнение остальных его сотрудников, новые владельцы, по мнению Сокурова, смогут целиком и полностью игнорировать, так как в составе совета директоров Акционерного общества "Киностудия ‘Ленфильм’" не будет ни одного представителя киностудии, а "только чиновники и заинтересованные финансисты".

Как отметил Сокуров, дополнительный довод в пользу того, что на питерской киностудии с почти столетней историей вскоре перестанут создавать большие некоммерческие картины, - это планируемый переезд "Ленфильма" из центра города на Черную речку, в новые корпуса студии "Ленфильм XXI". "Сейчас на "Ленфильме" есть все для нормальной работы - там прекрасные павильоны, гораздо более приспособленные, чем маленькие павильоны ВРС с низкими потолками, которые созданы для того, чтобы делать телевизионные фильмы. Техническое оборудование, съемочные площади на ВРС - все это годится только для сериалов”, - объясняет режиссер.

При этом Сокуров признает, что состояние нынешних студийных корпусов оставляет желать лучшего из-за того, что "Ленфильм" много лет не получал госфинансирования - "сначала по растерянности, а потом умышленно". На вопрос, в чем была цель умысла, режиссер ответил, что итоговой идеей было "постепенно довести все это до приватизации". Сокуров уточнил, что в последние годы шла постепенная распродажа различных помещений студии: "Продали крупный корпус, где были цеха по производству декораций, где находился очень большой склад разной архивной съемочной мебели, и большой корпус, в котором должны были производиться комбинированные съемки". Особое возмущение режиссера вызывает тот факт, что один из огромных многоэтажных корпусов был "за небольшие деньги" продан компании X5 Retail Group, владеющей сетью магазинов "Перекресток", и сейчас там располагается супермаркет.

Умысел обанкротить студию Сокуров и Герман видят также и в оценке стоимости ста процентов акций "Ленфильма" - в распоряжении номер 1203-р Росимущества, которое упоминается в открытом письме, указано, что она составляет всего 105 миллионов рублей. В комментариях "Новым известиям" продюсер Андрей Сигле оценил эту цифру так: "Если нам говорят, что балансовая стоимость "Ленфильма" 105 миллионов рублей, то я могу обратиться к работникам студии и уверен, что мы соберем эту сумму и сможем выкупить киностудию, став ее собственниками".

Кто именно затеял приватизацию "Ленфильма", Сокуров не знает. По его словам, она началась еще до 2007 года, когда директором стал Вячеслав Тельнов. "Тельнов сопротивлялся, насколько это возможно. Потом, видимо, перестал сопротивляться и стал в Москве одним из руководителей в Департаменте кинематографии", - говорит Сокуров.

Отдельный вопрос в связи с объединением "Ленфильма" и ВРС касается уникальной исторической киноколлекции студии. "Это очень странная история, потому что это будет нарушение закона: историческая коллекция в итоге должна будет также перейти в руки частных владельцев, потому что это одна из статей возможной прибыли, и они будут стремиться к тому, чтобы коллекция стала их собственностью. А она должна быть государственной собственностью", - говорит Сокуров. Сейчас материалы киноколлекции, вроде бы, не пылятся в павильонах, а активно используются для съемок фильмов и телевизионных проектов.

Будущее

Пока ответа "с самого" верха на письмо не последовало, однако представители АФК "Система" и Росимущества уже заявили, что оценка стоимости акций "Ленфильма" для целей приватизации не проводилась и конкретные решения об объединении студии с ВРС также пока не приняты. Эту же информацию "Ленте.ру" подтвердили в самом "Ленфильме" - предварительная договоренность между Евтушенковым и ведущими режиссерами студии была достигнута еще в апреле 2010 года, но никаких окончательных соглашений подписано не было.

По мнению Сокурова, ждать официального комментария властей на написанное им и Германом письмо бессмысленно. Режиссер вспомнил недавнюю историю, когда правозащитники и деятели культуры, среди которых был и Эльдар Рязанов, обратились к президенту Медведеву с открытым письмом, в котором потребовали снять "антиконституционный запрет на регистрацию новых политических партий", дав таким образом возможность всем политическим силам принимать участие в выборах. Когда через некоторое время авторы обращения поинтересовались в администрации президента, почему на него нет ответа, пресс-секретарь президента Наталья Тимакова заявила, что глава государства не обязан отвечать на общественные обращения. "Я помню, какое огромное разочарование, недоумение и горечь звучали в репликах Рязанова по поводу этой ситуации", - говорит Сокуров.

На самой студии на ситуацию с возможным объединением с ВРС смотрят совсем не так мрачно. Напротив, там полагают, что сотрудничество с частным инвестором даст "Ленфильму", который упорно хочет жить вчерашним днем, новые возможности. "Это позволит "Ленфильму" выйти на современный уровень. К сожалению, техническая база студии обветшала, требует ремонта и модернизации", - рассказал "Ленте.ру" директор "Ленфильма" Владимир Шайдаков. Источники, пожелавшие остаться неназванными, добавили, что в отсутствие госинвестиций, "которых ждать не приходится", частные вложения являются для "Ленфильма" единственным выходом. Переезд на Черную речку тоже, по словам представителей студии, призван способствовать развитию "Ленфильма" и его превращению в современную студию. А на месте старых корпусов (правда, источники не уточнили, всех или нет) планируется создать музей "Ленфильма".

Опасения, что после переезда на Черную речку обновленная студия откажется от съемок игрового кино, ее представители не подтвердили - по словам источника, на новом месте уже возводят павильон, специально приспособленный для создания игрового кино. Комментируя возможную зависимость "Ленфильма" от инвесторов (в случае, если объединение с ВРС все же произойдет), Шайдаков отдельно подчеркнул, что "творческим процессом на студии занимаются и будут заниматься продюсеры". Вполне радужно директор студии смотрит и на будущее коллекции: "Если бы коллекция вернулась на "Ленфильм" - это было бы большим благом для студии, так как позволило бы заняться ее продвижением", - говорит Шайдаков.

Отрицают в студии и ее целенаправленное банкротство, объясняя продажи корпусов и сдачу их в аренду необходимостью изыскивать средства для поддержания повседневного функционирования студии.

Завершая беседу с Александром Сокуровым, корреспондент “Ленты.ру” поинтересовался мнением режиссера о причинах того, что студия, на которой в советские годы было создано немало шедевров, сегодня выпускает, мягко говоря, посредственную продукцию - так, последней картиной, собравшей значительное количество фестивальных наград, были "Особенности национальной охоты". Неожиданно оказалось, что причина низкого КПД "Ленфильма" кроется на "Мосфильме". "Распределение государственных средств на кинопроизводство происходит в Москве, и 95 процентов этих средств расхватывается и рассовывается по московским карманам", - посетовал режиссер. "Постепенно вся страна превращается в один огромный “Мосфильм", который в свое время будет обязательно поглощен ‘Всемирными русским студиями’", - нарисовал картину скорого апокалипсиса режиссер и в ответ на слабые возражения корреспондента “Ленты.ру” безапелляционно констатировал: "Это не грустно, это реальность".

Культура00:3016 ноября

Право быть тварью

Кино недели: Железный занавес, месть собачника и возвращение в Хогвартс