"Самоубийство космонавта" Каддафи принуждают разделить судьбу его литературного героя

Ситуацию в Триполи в последние дни можно описать одним словом: хаос. Из потока сообщений, поступающих из ливийской столицы все сложнее понять, что там происходит на самом деле. Однако кое о чем все же можно говорить с уверенностью: Муаммар Каддафи с детьми жив и на свободе, хотя повстанцы и заняли его резиденцию "Баб аль-Азизия".

За минувшие дни и сторонники режима Муаммара Каддафи, и его противники обрели по поводу для гордости. Так, лоялистов взбодрило появление сына диктатора - Сейф аль-Ислама, которого днем ранее повстанцы записали в список своих трофеев. Однако вечером 22 августа бородатый выпускник лондонской школы экономики появился в отеле "Риксос", где проживают иностранные журналисты, взял нескольких из них с собой и прокатил по удивительно спокойным улицам Триполи.

Более того, Сейф аль-Ислам рассказал, что дела у его сторонников идут лучше и лучше, хребет восстания сломлен и вскоре вся Ливия счастливо заживет под зелеными знаменами. Оппозиционеры смотрели на этот эффектный, почти театральный выход разинув рты. Ведь информацию о поимке Каддафи-младшего распространил не абы кто, а руководитель Национального переходного совета Мустафа Абдель Джалил.

Сейф аль-Ислам. Фото (c)AFP

Сейф аль-Ислам. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Однако унижения повстанцев на этом не закончились. Другой сын Каддафи - Мухаммад - волшебным образом улизнул из-под стражи и воссоединился с семьей. Хотя Мухаммад ни военными, ни политическими делами в Ливии не занимался, оппозиционерам все равно было обидно: Каддафи же как-никак.

Но посрамленные революционеры горевали недолго. Череда неудач добавила им злости - утром 23 августа противники Каддафи начали штурм символа режима Каддафи - правительственной резиденции (по совместительству - военной базы) "Баб аль-Азизия". Спустя несколько часов боя сопротивление защитников комплекса было сломлено - через дыры в бетонных стенах повстанцы хлынули внутрь. За бойцами на территорию "Баб аль-Азизии" просочились и журналисты некоторых телеканалов. В эфире CNN, например, было видно, как радостные повстанцы, размахивая руками, автоматами и флагами, приплясывая и стреляя в воздух, бегут что-то грабить.

Что именно растаскивали "борцы за свободу", стало ясно несколько позднее. Надо отметить, что, в отличие от киргизских мародеров, которые несли из правительственных зданий плазменные панели, компьютеры и предметы интерьера, ливийцы подошли к делу более профессионально. В руках у людей, возвращавшихся от остававшихся за кадром складов были упаковки с ручными пулеметами, автоматами и боеприпасами.

Настроение, царившее в воздухе, корреспонденты описывали как "фестивальное". Музыкального сопровождения, правда, не было - его заменяла беспрерывная пальба в воздух. Повстанцы добрались и до казарм, полуразрушенных во время американской бомбардировки еще в 1986 году. Тогда Муаммар Каддафи распорядился не восстанавливать здание, но соорудить перед ним памятник - непропорционально большая бронзовая рука (символизирующая ливийский народ) сдавливает алюминиевый самолет (империалисты вообще и американцы в частности). Эту архитектурную композицию он позднее использовал как эстраду для своих выступлений. В частности, первая его речь за время текущего конфликта транслировалась именно оттуда.

Повстанцы, многие из которых видели это место только по телевизору, моментально оккупировали казармы, взобрались на памятник и начали фотографироваться на память. Те, кому места не хватило, принялись рвать портреты "брата лидера" и ломать его статуи - благо и того, и другого на территории "Баб аль-Азизии" было в избытке.

К утру 24 августа резиденция оказалась под полным контролем оппозиционеров. Сейф аль-Ислам явно поторопился, объявляя о том, что "хребет восстания сломлен". Лоялистам ничего не оставалось делать, как заявить, что "Баб аль-Азизию" они покинули по "тактическим соображениям".

Тележурналисты в отеле

Тележурналисты в отеле "Риксос". Фото (c)AFP

Lenta.ru

Направление, в котором отступили верные Каддафи войска, никому, кроме них, не известно. Однако можно предположить, что они стеклись к гостинице "Риксос", где уже несколько дней под замком сидят 35 иностранцев, включая 31 журналиста. В этом же пятизвездочном отеле последние месяцы ютились многие высшие ливийские чиновники и их семьи. Они справедливо полагали, что НАТО не станет бомбить здание, откуда на весь мир вещают крупнейшие иностранные СМИ.

Журналистам, естественно, не нравится, что их, по сути дела, используют в качестве "живого щита", но покинуть "Риксос" они не могут - вооруженные лоялисты их оттуда не выпускают. Положение усугубляется тем, что гостиницу постоянно обстреливают. В целях безопасности постояльцы днюют и ночуют в коридорах, так как через окно в комнату в любой момент может влететь осколок или пуля. В самом здании подходят к концу запасы еды и топлива, на котором работают аварийные дизель-генераторы.

На всякий случай журналисты развесили по "Риксосу" простыни с надписями "Press" и "TV" - надеются, что в случае штурма никто не станет стрелять по сотрудникам СМИ. Повстанцы, похоже, не очень-то и хотят брать "Риксос" силой - корреспондент BBC News в Бенгази сообщил, что лидеры оппозиции пытаются договориться с лоялистами о предоставлении иностранцам коридора для выхода из осажденной гостиницы. Пока, впрочем, эти переговоры результата не принесли - иностранцы продолжают оставаться в здании.

Точной карты расположения войск повстанцев и сторонников режима в Триполи сейчас ни у кого нет, обе стороны заявляют о том, что контролируют больше половины города. Но как бы то ни было, уже ясно, что одна из главных крепостей лоялистов - "Баб аль-Азизия" - пала, настал черед гостиницы "Риксос" и ее окрестностей.

На других ливийских фронтах у сторонников Каддафи дела идут не лучшим образом. Повстанцы из Мисураты сообщают, что разбили противника у Злитана. Дорога на Триполи оказалась открыта, после чего в столицу потянулись караваны с оружием, боеприпасами и подкреплениями. На востоке страны оппозиционеры отбили у правительственных войск Брегу и подошли к городу Рас-Лануф. После его взятия откроется дорога на Сирт - родной город Каддафи.

На фоне всех этих событий за границей растет предчувствие, что дни диктатора сочтены - все больше стран объявляют Национальный переходный совет единственной законной властью Ливии. Наибольшую радость в Бенгази испытали после признания Египтом, который является не только самой населенной арабской страной, но и соседом Ливии. Да и сами ливийцы, находящиеся за рубежом, тенденцию уловили - повстанческие триколоры подняли посольства не только во Франции и Великобритании, но и на Украине и в Белоруссии.

В результате престарелый "брат лидер" оказался в почти полной изоляции. Большая часть его армии разбежалась, народ, на помощь которого он так рассчитывал, отвернулся от него. Защищать его режим остались лишь самые верные люди и воинские части.

Повстанцы на территории резиденции Каддафи в Триполи. Фото (c)AFP

Повстанцы на территории резиденции Каддафи в Триполи. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Муаммар Каддафи известен мировой читающей общественности в первую очередь своей "Зеленой книгой" - сборником наставлений практически во всех областях человеческой жизни. Однако мало кто знает, что в 1990-х годах он издал сборник весьма любопытных рассказов: "Бегство в ад", "Смерть", "Город", "Деревня", "Страна", "Отсталые люди" и, наконец, "Самоубийство космонавта".

Краткое изложение последнего рассказа может дать некоторое представление о том, с какими проблемами автор столкнулся в конце августа 2011 года. Итак, космонавт, спустившись на землю, встречает крестьянина. После непродолжительной беседы исследователь космоса понимает, что на земле ему занятия не найти и совершает самоубийство.

Каддафи четыре десятилетия жил в совершенно оторванном от реальности мире, где его все "любили", целовали его портреты, готовы были "отдать жизнь" за него. Там его власть была абсолютной - мудрой и справедливой. В той реальности иногда встречались чем-то недовольные "крысы", которые быстро и строго наказывались. Мир был прекрасен.

Свалившись на землю, столкнувшись с реальностью, которая лежит далеко за пределами его видения мира, Каддафи потерялся. Он все еще не готов совершить самоубийство, призывая из своего убежища "племена", "тысячи женщин и мужчин", которые любят его. Диктатор все еще надеется вернуться в свою вселенную. Но "крестьяне" вскоре объяснят ему - на этой планете для него занятий больше не осталось. Каддафи никому больше не нужен.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше