В начале сентября российское правительство признало, что авиационная отрасль рискует столкнуться с дефицитом авиатоплива. Вскоре угрозу устранили, однако нехватка керосина снова дала о себе знать в октябре. Кабинет министров пообещал восполнить недостаток топлива с помощью Росрезерва. Однако Минэнерго все же не торопится распечатывать запасы ведомства, считая проблему "надуманной".
Споры о дефиците авиатоплива, которые с переменным успехом продолжаются весь 2011 год, в сентябре вышли на новый уровень. В конце августа сначала деловые СМИ со ссылками на свои источники сообщили о грядущей нехватке керосина, затем эту информацию подтвердили в Росавиации. Ведомство уточнило, что авиационная отрасль нуждается в дополнительных 180 тысячах тонн топлива. Премьер-министр Владимир Путин еще 2 сентября сообщил через своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова, что готов подписать указ об использовании Росрезерва.
Сентябрьский дефицит был ликвидирован за несколько дней. Что стало его причиной - до сих пор неясно. Участники процесса - аэропорты, нефтяники, чиновники, авиакомпании - выдвинули несколько версий, среди которых преобладали выросшие потребности Минобороны, снижение мощности нескольких нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и переход НПЗ на производство дизтоплива для Росрезерва в рамках подготовки к зимнему периоду. Вместе с каждой версией назывались и виновные, которые, впрочем, опровергали свою причастность к дефициту. Всеми этими предположениями уже занялись Генпрокуратура и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Не прошло и месяца
В конце сентября "Интерфакс" предупредил о новом дефиците авиакеросина в российских аэропортах. Чиновники подтвердили слухи. Как сообщил 10 октября замминистра транспорта Валерий Окулов, аэропорты столкнутся с нехваткой топлива, если Росрезерв до конца октября не выделит 180 тысяч тонн керосина. Замглавы Минтранса отметил, что запросы у аэропортов те же самые, что и ранее, поэтому, по его словам, дефицит возник "на ровном месте". Окулов заверил, что в ведомстве "принципиальное решение" по Росрезерву принято, все документы - подготовлены.
Вечером того же дня выступил Дмитрий Песков. Пресс-секретарь подтвердил сентябрьское обещание премьер-министра в любой момент подписать приказ о выделении из Росрезерва 180 тысяч тонн топлива, которых отрасли должно хватить до конца первого квартала будущего года. При этом Песков уточнил, что керосин будет предоставлен по утверждению Путина напрямую авиаперевозчикам, а не нефтяным компаниям, как раньше. Пресс-секретарь премьера заверил, что топливо предоставят своевременно, а потому нехватки не будет. Позже чиновники увеличили обсуждаемые объемы со 180 тысяч тонн до 300 тысяч тонн.
Сезонные причины
Чиновники не забывают называть причины нехватки керосина, некоторые из них признают, что речь идет не о временных сложностях, а о системном кризисе. Так, Окулов на этой неделе заявил, что дефицит могли вызвать нужды Минобороны и профилактический ремонт НПЗ. Замминистра коснулся требования к аэропортам, которые должны хранить трехдневный запас керосина. Ранее сообщалось, что срок могут увеличить до десяти дней. Окулов заметил, что речь в данном случае идет о плохо оптимизированных перевозках: "Необходимо правильно выстроить логистику, а не бочки строить". Поэтому, по его словам, достаточно и пятидневного запаса.
Песков сообщил, что запасы топлива в аэропортах опустились ниже допустимых минимумов из-за перехода на зимний период. По его словам, это сезонное сокращение, которое наблюдается каждый год. НПЗ, чтобы не допустить дефицита и повышения цен, вынуждены в это время производить дизельное топливо в ущерб авиационному. В нынешнем году Росрезерву потребуется 515 тысяч тонн зимнего дизтоплива.
Глава Минэнерго Сергей Шматко также заверил, что Росрезерв поможет и дефицита не будет. По его словам, даже если ряд отечественных НПЗ закрыть на ремонт, оставшиеся заводы смогут обеспечивать потребности авиационной отрасли в топливе. Министр не признал "системной угрозы" и заверил, что в стране "достаточно запасов, в том числе и керосина".
Вместе с чиновниками о причинах кризиса гадают и независимые аналитики. Как указывает РИА Новости со ссылкой на данные управляющего активами компании БКС Николая Солабуто, система закупок топлива в России не отличается прозрачностью и здоровой конкуренцией. Независимым продавцам топлива сложно договориться с крупными НПЗ, так как последние диктуют свои условия. Поскольку заводов в стране осталось немного, реализаторы топлива вынуждены соглашаться на условия, которые приемлемы лишь для ограниченного числа компаний. В стране есть и небольшие НПЗ, готовые к более либеральному сотрудничеству, однако поручение Дмитрия Медведева несколько осложнило их работу. В прошлом году президент приказал проверить созданные за последние годы мини-НПЗ и "разобраться" с качеством производимых ими нефтепродуктов. Проверки Ростехнадзора прошли только два завода из почти трех сотен. Остальным придется либо покинуть рынок, либо устранить выявленные нарушения.
Из-за нехватки и подорожания авиакеросина военные вынуждены "оптимизировать" расходы, сообщали "Новые известия" в августе этого года. Сокращение издержек приводит к уменьшению часов для тренировки летчиков. В российских ВС сейчас средняя норма налета пилотов - 70-90 часов в год, тогда как в странах НАТО эта цифра в 2-3 раза больше.
Источники "Коммерсанта" считают, что дефицит возник из-за роста закупок со стороны Минобороны. Якобы министерство до мая у нефтяных компаний ничего не просило, а затем начало "возмещать провал". Ведомство опровергает информацию, заявляя, что перерыв в закупках был, но всего лишь недельный. При этом возросшие поставки для министерства, которое потребляет 1,3 миллиона тонн керосина в год, совпали с туристическим сезоном, когда топлива нужно больше и гражданским перевозчикам.
"Известия" также указывают на причастность Минобороны к дефициту. По версии издания, перебои с поставками топлива могли возникнуть из-за остановки производства авиакеросина на нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) ТАИФ-НК. Военные проверяют все авиационное топливо, рассказал главный инженер ТАИФ-НК Михаил Тюнин. В этом мае проверяющим не понравилось содержание серы в нефти - показатель был превышен на 0,01-0,02 процента. В итоге военные приостановили выпуск топлива, а новый сертификат соответствия ТАИФ-НК получил только 10 октября. В итоге из-за простоя только этого завода рынок недополучил 120 тысяч тонн авиакеросина. Такого объема "Аэрофлоту" хватит примерно на 40 дней, столичным аэропортам - на декаду, Министерству обороны - на месяц.
"Надуманное" решение
Проблема с возможной нехваткой топлива в этом месяце все еще не решена. Так, утром 12 октября "Коммерсантъ" написал, что топливо из Росрезерва еще не выделено и когда будет выделено, Минэнерго сказать не может. Ведомство подтвердило изданию, что считает дефицит авиатоплива "надуманной" проблемой, однако заверило, что резервное топливо будет выделено в требуемом объеме. Министерство, отказываясь признавать нехватку керосина, ссылается на свои данные. Согласно расчетам Минэнерго, общая потребность в топливе "Домодедово", "Внуково" и "Шереметьево" в октябре этого года составит 326,8 тысячи тонн керосина, из которых 319,5 тысяч тонн они уже зарезервировали.
За декабрь 2010 года - январь 2011 года цены на авиакеросин выросли на 21 процент до 23,5 тысячи рублей за тонну: таким образом, цены росли вдвое быстрее, чем за весь прошлый год. В итоге стоимость керосина в столичных аэропортах (вместе с услугами заправочных комплексов и НДС) тогда достигла более 30 тысяч рублей за тонну - уровень мая кризисного 2008 года. По состоянию на 10 октября этого года цена керосина на оптовом рынке достигла 26,4 тысячи рублей за тонну. В аэропортах стоимость топлива составляет 33,6 тысячи рублей за тонну.
"Известиям" в пресс-службе энергетического ведомства рассказали 13 октября, что правительство разрешило использовать запасы Росрезерва, однако нефтяные компании все еще не прибегли к этой возможности. Нефтяники же, как сообщает "Коммерсантъ", заявляют, что поставки топлива еще не начинались. Компании уверяют, что даже после подписания поручения по Росрезерву на согласования и перевозку керосина понадобится 2-3 недели. При этом ни одно, ни другое издание не указывает, какова будет роль нефтяных компаний в поставках из Росрезерва после заявления Пескова о предоставлении топлива напрямую авиаперевозчикам, минуя нефтяников.
Очередной топливный кризис получил широкое освещение в СМИ: мнения аналитиков, комментарии чиновников, прогнозы экспертов появились едва ли не в каждой газете и каждом информагентстве. Вместе с этим, что касается поставок топлива в необходимом объеме, внятных предложений так и не прозвучало, как это уже случалось ранее. Если так будет продолжаться и дальше, есть немалый риск, что к обсуждению вопроса придется вернуться еще не раз.