17 октября в многострадальном российском кино разразился очередной скандал. Российские режиссеры, имеющие в своем послужном списке награды или номинации "Оскара", отказались войти в новый оскаровский комитет, созданный их коллегой Никитой Михалковым. Автора "Цитадели" очередной демарш давних противников не расстроил.
Свои подписи под соответствующим открытым письмом поставили все российские лауреаты и номинанты премии "Оскар" кроме, разумеется, самого Михалкова. Это Сергей Бодров, Константин Бронзит, Павел Чухрай, Владимир Меньшов, Петр Тодоровский, Марина Голдовская, Рустам Ибрагимбеков и Андрей Кончаловский.
Главная претензия семи разгневанных мужчин и одной женщины к Михалкову состоит в принципе формирования оскаровского комитета. "Комиссия по выдвижению на "Оскара" не может быть зависима ни от какой общественной организации - будь то академия или профессиональный союз", - говорится в письме.
В частных беседах с журналистами режиссеры высказывались откровеннее. "Новая комиссия должна быть свободной и ни от кого не зависимой, она должна быть сама по себе, а не при ком-то", сказал Бодров. Режиссер Александр Сокуров в свою очередь проект Михалкова назвал "бредом" (надо отметить, что Сокуров письмо не подписал, а Ибрагимбеков, Голдовская и Кончаловский являются авторами письма, но в комиссию не вошли).
О новом составе оскаровского комитета стало известно 14 октября, когда Михалков рассказал о нем в интервью "Российской газете". По идее Михалкова, в комитете должны состоять только те, кто может получить премию Американской киноакадемии в категории "Лучший фильм на иностранном языке", то есть исключительно режиссеры и продюсеры. "К сожалению, нет, например, номинации "Лучшая операторская работа в фильме на иностранном языке", поэтому необходимости, скажем, в оценке представителей операторского сообщества нет", - пояснил Михалков.
Второй принцип Михалкова заключается в том, что в оскаровский комитет могут войти только те режиссеры и продюсеры, чьи фильмы уже становились лауреатами или номинантами "Оскара" или получали главные призы главных международных кинофестивалей.
В "Российской газете" и был опубликован список из 29 членов комитета, куда кроме Сокурова, Михалкова и Меньшова вошли маститые российские режиссеры, как например, Алексей Учитель, Карен Шахназаров, Георгий Данелия или Андрей Звягинцев. "Я думаю, не найдется человека, у которого возникнет вопрос о профессиональной компетенции тех, кто представлен в списке. А самое главное, сама процедура попадания в комиссию - абсолютно прозрачна и понятна", - заявил Михалков.
Поскольку война Михалкова с коллегами по цеху продолжается давно, то затухая, то вспыхивая с новой силой, режиссер заявил, что если кто-то от участия в работе комитета откажется, то в его состав "войдет не 29, а 28, 27… и так далее человек".
Сколько же именно режиссеров будет представлено в оскаровском комитете кроме Михалкова, вопрос пока открытый. Кроме подписавших письмо от членства отказались Андрей Сигле ("потому что пока не готов к тому, чтобы судить своих коллег"), Звягинцев, аниматор Александр Петров ("он давно не участвует в жюри, никого не судит", - объяснила его жена).
Есть у Михалкова в новом составе комитета и сторонники. Это, например, Вера Сторожева, чье "Путешествие с домашними животными" победило в 2007 году на Московском кинофестивале. "Это правильно, что на премию выдвигаются все победители фестивалей класса "А", потому что там нет никакой ангажированности", - сказала она РИА "Новости". Другой победитель ММКФ Дмитрий Месхиев назвал схему Михалкова "оптимальной".
Сам Михалков заявил, что несогласные с ним режиссеры "видимо, не довольны именно объективностью критериев, которые мы выдвинули". "Они хотят протащить своих. Хотят власти", - заявил режиссер. Об их будущей судьбе Михалков сказал просто: "Хотят - входят, не хотят - нет. Это их право". При этом он не исключил возможности переговоров с отказниками.
Известный кинокритик Андрей Плахов отмечает, что "в предложенном составе нет многих наиболее одиозных михалковцев". Однако Плахов считает, что логика Михалкова все равно "далеко не безупречная". "Не многовато ли в нем призеров ММКФ? ... И не стоит ли ограничиться тремя реально главными фестивалями - Канном, Венецией и Берлином? [Тогда] пришлось бы ввести в комитет не только победителей, но и серебряных призеров - Алексея Германа-младшего и Алексея Попогребского. А также Павла Лунгина: награда за режиссуру в Канне весомее иных гран-при", - считает критик.
При этом Плахов считает, что новый состав комитета "может оказаться не более продуктивным, чем прежний". "Режиссеры - люди эгоцентричные, и чем громче звучит их имя, тем это качество возрастает. Бывает и так, что увенчанные наградами не жаждут подпускать к ним потенциальных соперников, желая остаться в истории единственными и неповторимыми", - отметил журналист.
Новый принцип формирования оскаровского комитета понадобился после того, как в сентябре 2011 года Россия выдвинула на "Оскар" фильм Михалкова "Утомленные солнцем-2: Цитадель" (сам Михалков утверждает, что свои принципы он начал готовить еще в начале года). Тогда ряд режиссеров возмутился выбором комитета, так как "Цитадель" провалилась в прокате и собрала много отрицательных отзывов критиков.
Впрочем, кинокритик Кирилл Разлогов привел такой странный аргумент, что "Цитадель" в отличие от других претендентов (фильма Звягинцева "Елена" или картины Сокурова "Фауст") соответствует масштабам страны. Сокуров тогда заявил, что "не намерен принимать участие в подобных игрушечных структурах". Видимо, поэтому Михалков и безбоязненно пригласил его в новый состав комитета.
После скандала с "Цитаделью" альтернативный Союзу кинематографистов РФ (его возглавляет Михалков) КиноСоюз отправил письмо Михалкову с предложением встретиться руководителям двух киноакадемий - "Золотой орел" и "Ника", руководителям двух киносоюзов, а также российским номинантам и лауреатам премии "Оскар". На этом же варианте настаивал тот же Меньшов. Кроме того, КиноСоюз предложил вариант, при котором всех членов комитета, помимо лауреатов и номинантов "Оскара", выдвигали бы гильдии.
Однако Михалков решил по-своему. По его словам в беседе с корреспондентом "Известий", решение о новой схеме формирования комитета было принято на переговорах Михалкова как главы Союза кинематографистов с учредителями "Золотого орла", среди которых значатся министр культуры Александр Авдеев, гендиректоры "России" и "Первого" Олег Добродеев и Константин Эрнст. Остальных никто не спросил.