Компания "Яндекс" подготовила исследование, демонстрирующее, жителям каких районов Москвы практичнее пользоваться общественным транспортом, а каких - личными автомобилями. Несмотря на высокую загруженность дорог столицы, нашлись в ней и такие места, откуда до центра города быстрее добираться на личном автотранспорте.
Исследование проводилось на основе данных сервиса "Яндекс.Пробки" в период с октября по ноябрь 2011 года. Транспортная доступность районов Москвы определялась с помощью технологии маршрутизации "Яндекс.Карт". Ранее она позволяла проложить оптимальный маршрут для автомобилей и просчитать время, необходимое для преодоления расстояния, с учетом загруженности дорог. С ноября этого года оптимальный маршрут поездки можно просчитать и для общественного транспорта.
При исследовании специалисты компании брали две точки - одна из них находилась в пределах Садового кольца, а вторая - в любом районе Москвы или в ближайшем пригороде. Для каждой такой поездки составлялось два маршрута - на машине и на общественном транспорте, которые в дальнейшем сравнивались по времени преодоления пути.
Утром (с 8:00 до 10:00) маршруты строились по направлению в центр, вечером (с 18:00 до 20:00) - по направлению из центра. Каждый час система анализировала около 3500 маршрутов. Всего за несколько месяцев было учтено примерно 600 тысяч маршрутов - по 300 тысяч в центр и обратно.
В ходе исследования выяснилось, что пик загруженности дорог приходится на вторую половину суток, а именно на 19:00 - в это время пробки, в среднем, оцениваются в 7,5 баллов из 10 возможных. В самое сложное для автомобилистов утреннее время - 9:00 - этот показатель составляет всего 5,5 балла.
Таким образом, с утра очевидное преимущество перед автомобилистами имеют только те жители города, чьи дома расположены рядом с метро - они добираются до центра быстрее всего. Остальные горожане, живущие не у метро, потратят примерно одинаковое время вне зависимости от того, поедут ли они на общественном транспорте или на машине. Вечером, когда загруженность дорог увеличивается, доля районов, в которых удобнее пользоваться метро, значительно возрастает.
Однако в Москве есть районы, из которых добираться как в центр города, так и обратно на автомобиле быстрее, нежели на общественном транспорте. К ним, например, относятся Раменки: при поездке из этого района в центр водитель потратит аж на 44 процента времени меньше, чем пассажир городского транспорта. Подобное наблюдается и в Гагаринском районе (на 39 процентов), Капотне (на 35 процентов), Крылатском и Хорошево-Мневниках (на 33 процента), Ярославском районе (на 31 процент), Левобережном районе, Ховрино и Западном Дегунино (на 30 процентов).
Кроме того, быстрее добраться до центра на машине, чем на автобусе и метро, могут жители Обручевского, Ломоносовского, Можайского, Молжаниновского и Дмитровского районов, Очаково-Матвеевского, Новопеределкино, Солнцево, Митино, Куркино.
Районов, жителям которых в настоящее время и утром и вечером гораздо выгоднее ездить на общественном транспорте, оказалось меньше. Сюда вошли Новогиреево (разница составляет 32 процента), Алтуфьевский район и Бибирево (31 процент), Орехово-Борисово (28 процентов), Южное Бутово (22 процента) и Тушино (17 процентов). В выигрыше также окажутся пассажиры городского транспорта, живущие в Измайлово, Гольяново, Свиблово, Медведково, Отрадном, Бабушкинском районе и Северном Бутово.
Сэкономить время по вечерам смогут пассажиры метро и автобусов, проживающие возле Каширского и Варшавского шоссе, Люблинской улицы и Рязанского проспекта. Однако утром на дорогу у них уйдет столько же времени, сколько и у автолюбителей, а иногда даже больше.
Примечательно, что жителям практические всего Центрального административного округа в первой половине дня удобнее ездить на машине. Во второй половине дня в разных районах наблюдается разная ситуация, однако в большинстве случаев водители уже теряют преимущество перед пассажирами общественного транспорта.
Как отмечается в отчете "Яндекса", в исследовании не учитывалось время пути автобусов и троллейбусов, которые следуют по полосам общественного транспорта. По мнению специалистов компании, когда такая информация будет обработана, это позволит дать относительно объективную оценку введению в столице таких полос, активное появление которых началось только в октябре 2011 года. Столичные власти пообещали, что к 2013 году их общая протяженность составит более 220 километров, тогда как сейчас на деле функционируют только 80 километров.
Однако вряд ли с помощью одних только полос общественного транспорта поездку на автобусах можно будет сделать удобнее, чем путешествие на машине. Такие полосы появятся лишь на крупных магистралях Москвы, тогда как многие жилые районы находятся в значительном удалении от больших дорог. Чтобы сделать городской транспорт более привлекательным для горожан (а именно эту цель и преследуют власти), понадобится развивать метрополитен, увеличивать автобусный парк столицы и добавлять новые маршруты.
До тех пор районов, в которых удобнее пользоваться автомобилями, будет больше, чем районов, в которых выгоднее ездить на общественном транспорте. И это в Москве, где бытует мнение, что из-за гигантских пробок по городу на машине лучше не ездить.