В центре современной культуры "Гараж" 14 декабря объявили лауреатов 5-й премии Кандинского, которая за годы своего недолгого существования успела снискать себе славу и скандальной, и авторитетной, и престижной. В этом году в главной номинации самой крупной премии в области современного искусства в России победил признанный художник, представитель концептуализма Юрий Альберт, считавшийся с самого начала одним из фаворитов гонки.
Премия Кандинского, учрежденная в 2007 году культурным фондом "Артхроника", вручается в трех номинациях, которые, строго говоря, в художественных кругах вызывают определенный ряд вопросов – даже своим существованием. Лауреатом премии можно стать в категориях "Проект года", "Молодой художник. Проект года" и "Медиа-арт. Проект года", и если последняя в силу становления и развития "нового" направления в искусстве действительно является "особой", то две другие вносят иногда некоторую путаницу – не совсем ясно, кто "молодой художник", а кто нет.
Одна из отличительных особенностей премии Кандинского заключается в том, что в ее основе лежит принцип самовыдвижения участников. Таким образом совсем молодой художник может отнести себя к уже состоявшимся авторам, ограничение только одно – на награду в номинации "Молодой проект" не может претендовать художник старше 30 лет. В основном же "Проекте года" лимита нет, именно поэтому за премию регулярно борются уже "классики", которые, как отмечают в журнале "Артхроника", возможно, и в наградах-то не нуждаются. По крайней мере, свое признание они уже получили.
Вот и в этом году в шорт-листе "Проекта года" оказались два "мэтра" концептуализма – Юрий Альберт и Иван Чуйков, а также молодая, но известная художница Ирина Корина. В целом было понятно, что основная борьба развернется между Альбертом и Чуйковым, причем многие ставили на последнего: ему и лет несравнимо больше, и ранее в списке номинантов никогда не было. Тем не менее награда ушла к Юрию Альберту, чья работа "Московские выборы" в данный момент оказалась и актуальнее, и острее.
Сказалось и значение самого художника, который за последний год провел несколько достаточно провокационных акций, благодаря чему впервые был включен в список самых влиятельных людей в российском искусстве, составленном журналом "Артхроника". Альберт попал сразу на 36 позицию, опередив куратора основного проекта 4-й Московской биеннале Петера Вайбеля. Составители рейтинга вспомнили, как в этом году Юрий Альберт в составе творческого объединения "Эдельвайс" привел на "Винзавод" живого коня и сообщил, что у него "на пенисе нарисован заяц".
Работа-победитель Альберта была создана в 2009 году и является прямой отсылкой к произведению немецко-американского художника Ханса Хааке "Выборы MoMA", созданному в 1970-х годах. Тогда Хааке, установив в музее урны для голосования, предлагал посетителям ответить на несколько вопросов, касающихся их отношения к Вьетнамской войне, причем вариантов ответа было только два "да" или "нет". В интервью "Российской газете" Альберт прокомментировал интерес к работе Хааке, которая, про его мнению, моделирует универсальную ситуацию – зритель всегда вынужден выбирать, находясь перед произведением искусства.
По словам Альберта, его работа поднимает более широкий круг вопросов – от политических до философских, касающихся отношения к искусству, главная задача которых заставить зрителя задуматься. Юрий Альберт, также расставивший урны для голосования, задает восемь вопросов, в частности, спрашивает, считает ли зритель работы того или иного художника хуже, если он (зритель) не разделяет политических убеждений автора. В этом произведении по сути переплетаются все основные темы и приемы, которые любимы Альбертом – от цитирования других художников, в частности, Энди Уорхола или Джаспера Джонса (серия работ об отличии Альберта от других художников началась с картины "Я не Джаспер Джонс") до осознания места и роли художника и зрителя, а также значения произведения искусства, которое играет существенную роль в формировании гражданской позиции человека.
Интересно, что задачи подсчитать количество ответов на вопросы у Альберта не было и нет. Ранее, например (художник выставлял эту работу несколько раз), "да" и "нет" делились пополам, однако в конечном итоге процесс и мысли зрителя для автора всегда оказывался намного важнее конечного результата. Последний раз на "Московские выборы" можно было посмотреть на выставке номинантов на премию Кандинского, проходившей этой осенью в ЦДХ; экспозицию, которой занимались сотрудники Отдела новейших течений ГТГ Кирилл Алексеев и Кирилл Светляков, открывала, кстати, инсталляция Чуйкова "Расщепление".
Юрий Альберт на вручении премии признал, что метафорическое значение его работы, созданной еще несколько лет назад, сейчас неожиданно превратилось в "прямое". Художник также поблагодарил всех, кто ходил на митинг против фальсификации на выборах, отметив, что "честные выборы – всегда лучше нечестных, как в жизни, так и искусстве".
"Молодым" проектом года назвали Полину Канис, которую награждал бывший лауреат премии Кандинского Анатолий Осмоловский. Художница, студентка Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, где премия в последние годы находит немало интересных и новых фигур отечественной арт-сцены, заявила видеоработу о женской жертвенности "Яйца", которая демонстрирует отношение между полами. В видео художница бегала по крыше дома и ловила в юбку яйца. Лучшим проектом "медиа-арта" стал виртуальный архив Анастасии Рябовой "Частные коллекции художников" – художница собрала в сети коллекции работ своих коллег, тем самым обратившись к самым актуальным тенденциям: к медиа как форме коммуникации.
Призовой фонд премии достигает 57 тысяч долларов, одно это заставляет даже стороннего наблюдателя обратить внимание на премию Кандинского. Альберт получит 40 тысяч, Канис и Рябова – по 10 и 7 тысяч соответственно. По словам Канис, премия Кандинского, которая взяла за правило отмечать не только имена первого ряда в мире современного искусства, но и открывать новые, дает возможность работать. И помощь эта заключается как в финансовой, так и репутационной поддержке – однако несомненный плюс еще и в том, что премия, присвоив себя имя выдающегося художника, знакомит людей с хорошими художниками.