1 февраля Борису Ельцину исполнился бы 81 год. Первый президент России, скончавшийся в 2007 году, остается одной из самых неоднозначных фигур в современной истории всего постсоветского пространства. Оживленная дискуссия о роли Ельцина в истории развернулась в последние дни и в Таллине, где группа общественных деятелей и предпринимателей предложила установить ему памятный знак.
Первым идею об установке памятника (памятного знака или барельефа) озвучил председатель совета Фонда развития Райво Варе. Точнее, даже не просто озвучил, а реанимировал, поскольку, по словам самого Варе, который в 1991 году, когда Эстония обрела независимость, был министром переходного правительства, сама идея памятника очень и очень старая, "ей уже лет 10, как минимум". В интервью Eesti Rahvusringhaaling Варе рассказал, что в конце прошлого года зачахнувшая было тема вновь стала активно обсуждаться и в конечном итоге инициативная группа пришла к выводу, что надо как-то отметить вклад Бориса Николаевича в установление эстонской независимости.
Далее Варе поведал, как в январе 1991 года он в качестве государственного министра встречал Ельцина, прибывшего в Таллин, участвовал в составлении текста обращения Бориса Николаевича, в котором тот признавал суверенитет прибалтийской республики. Помимо этого, Ельцин обратился и к военнослужащим, дислоцированным в Балтии, попросив их не применять силу против мирного населения. "Я это каждый раз подчеркиваю, потому что уж очень любят у нас акцентировать не самые приятные разные другие его стороны, особенно позднего Ельцина. Но мое любимое изречение: если внимательно поскрести любого великого человека, которого мы знаем из истории, то на поверхности появятся разные противоречивые черты характера. Практически все великие люди противоречивы, поэтому к этому надо относиться с пониманием. Мы-то помним Ельцина именно за его заслуги", - резюмировал Варе.
После этого инициативная группа из 39 человек обратилась к властям и общественности с предложением установить Ельцину памятный знак. Свое обращение члены инициативной группы закончили словами Бориса Ельцина из его вышедшей осенью 1990 года и переведенной на эстонский язык книги "Исповедь на заданную тему": "Я поддерживаю независимость Эстонии".
Комментируя обращение, предприниматель и бывший министр внутренних дел Эстонии Олари Таал отметил: "Мы можем все что угодно думать о том, какими мы были героями, но в том, что восстановление независимости прошло бескровно, заслуга Бориса Ельцина". По словам Таала, в 1991 году в Эстонии было расквартировано около 100 тысяч военнослужащих, которых от каких-либо скоропалительных шагов удержал именно авторитет Ельцина, а не генерала Джохара Дудаева, как на том настаивают некоторые русофобы.
Кстати, генерал Дудаев действительно в те переломные годы служил командиром 326-й Тернопольской тяжелой бомбардировочной дивизии, расквартированной в Тарту. Он же возглавлял и местный гарнизон. Однако к 1991 году генерал был больше озабочен собственно чеченскими делами, и вряд ли ему было дело до эстонцев. Впрочем, к Дудаеву мы еще вернемся.
Говоря о памятнике, Олари Таал назвал и возможное место, где он может быть размещен. "Конечно, это не будет конный монумент. Достаточно будет красивого барельефа. Почему бы не установить его на Тоомпеа, на углу какого-нибудь дома?" - предположил бизнесмен. Тоомпеа, который в русской истории называется Вышгородом, является частью Старого Таллина, где расположены эстонский парламент, православный Собор Александра Невского и еще масса всяких достопримечательностей.
Тоомпеа входит в городской район Кесклинн, старейшина которого Михаил Корб поддержал идею об установке памятника. Он даже выступил с предложением создать в центре Таллина мемориал, где были бы установлены памятники всем политикам и известным общественным деятелям, поддержавшим независимость Эстонии.
Инициативы поклонников Ельцина вызвали бурную дискуссию в эстонском обществе. Различные СМИ стали проводить опросы аудитории с целью выяснить, кто из российских политических или каких-либо других деятелей более всего достоин получить собственный памятник в Таллине. Читатели интернет-форумов изощрялись в оригинальности, предлагая вместо Ельцина воздвигнуть монумент не только Петру I (изгнал шведов) или Владимиру Ленину (допустил появление первого независимого эстонского государства), но также Чижику Пыжику или Валерии Новодворской.
Свое слово вставили и адепты Дудаева. Как передавал REGNUM, чеченская диаспора в Эстонии в лице "представителя Чеченской Республики Ичкерия" Ильхама Имраева объявила именно покойного генерала спасителем Эстонии от "кровавого сценария". "Ставить памятник политическому деятелю, возродившему традицию колониальных войн, недостойно в стране, [вместе] с которой чеченский и другие порабощенные народы боролись за нашу и вашу свободу", - заявил Имраев. К слову, Русская община Эстонии также без особого восторга отнеслась к инициативе Варе, Таала и прочих. Что, впрочем, не удивительно - многие русскоязычные жители бывших советских республик до сих пор не могут простить Борису Николаевичу развал некогда единого государства.
Оригинально выступила некоммерческая организация Baltic Integrum, предложившая вместо Ельцина увековечить в скульптуре известного эстонского эстрадного и оперного певца советской эпохи Георга Отса. Первый российский президент, считают в НКО, вызывает у эстонцев слишком уж смешанные чувства, зато Мистер Икс, который был любим всеми национальностями, "олицетворял бы собой сильную и единую Эстонию". Предложение Baltic Integrum нашло живой отклик в обществе, так что если чеченский генерал Ельцину и не ровня, то эстонский оперный певец - вполне себе конкурент.
К дискуссии о будущем памятнике присоединилось и первое лицо страны - президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. Как выяснилось, памятник Ельцину в Таллине главу государства не устраивает, зато у Ильвеса есть своя кандидатура на увековечивание. Это - бывший президент Чехии Вацлав Гавел, которого в Прибалтике традиционно чтят за его последовательную борьбу с коммунизмом.
Пока дискуссия продолжается. Фонд Ельцина, который, по идее, должен был хоть как-то отозваться на инициативу эстонских бизнесменов, держится в стороне от происходящего. Как пояснил глава инициативной группы Меэлис Кубитс, с Фондом достигнута договоренность, по которой он (Фонд) не участвует в финансировании памятника, но оказывает моральную поддержку. "Поскольку нашей целью является установка символического памятного знака, будь то барельеф с мемориальной доской, бюст или маленький памятник, то бюджет вряд ли будет колоссальным", - пояснил корреспонденту "Postimees" Кубитс, уточнив, что работы будут профинансированы за счет общественных пожертвований.
Всем, наверное, еще памятна эпопея с Бронзовым солдатом, не только обострившая противостояние в эстонском обществе, но и до предела раскалившая отношения между Москвой и Таллином. Вряд ли барельеф в память о Ельцине способен повторить "подвиг" памятника советским воинам, но закрепить за Эстонией репутацию страны с самыми шумными памятниками - запросто.