23 февраля в широкий прокат в РФ выходит очередная картина Джаника Файзиева — режиссера, поставившего "Турецкий гамбит". Новая лента называется "Август. Восьмого", и хотя ее главными героями являются молодая москвичка Ксения (Светлана Иванова) и ее сын Тема, события фильма разворачиваются на фоне войны в Осетии.
Воспитывать ребенка Ксении помогает бабушка. С Зауром, отцом Темы, героиня развелась. Пока он служит в миротворческих силах в Осетии, Ксения пытается построить личную жизнь в Москве — у нее завязывается роман с менеджером некой корпорации Егором. Чтобы отношения получили развитие, героиня отправляет сына навестить отца в Осетии, а сама пакует чемодан и готовится отбыть в Сочи вместе с потенциальным женихом. Егор, однако, в последний момент демонстрирует не самые лучшие черты своего характера. Последней каплей для Ксении становится заявление о том, что до встречи с ним она была полной неумехой в постели.
Между тем в интернете появляется все больше новостей о том, что в Осетии не все спокойно. Телефон Заура не отвечает. Ксению охватывает паника, и она едет искать сына в деревню, расположенную неподалеку от Цхинвала. Тут как раз начинается война.
Примечательно, что боевые действия показаны с точки зрения рядовых людей, а не военнослужащих. Ксения видит, что попала в ад. Сын Тема, который вообще, кажется, большой фантазер, представляет, что оказался в эпицентре сражения между гигантскими человекообразными роботами — добрыми и злыми. Да, в фильме Файзиева присутствуют роботы — это давали понять и афиши, и трейлеры. Просто заранее сложно было сказать, в каких именно объемах. После просмотра выясняется, что нарисованных на компьютере роботов в картине предостаточно. Качество спецэффектов, конечно, не дотягивает до "Трансформеров" - все-таки у ленты Файзиева бюджет не тот. Тем не менее, на картину были потрачены 16 миллионов долларов, что для российской киноиндустрии сумма весьма внушительная. Так что за роботов хотя бы не стыдно.

Кадр из фильма "Август. Восьмого"
Lenta.ru
Но, несмотря на более-менее интересную задумку (человеческая история на фоне боевых действий, война глазами ребенка-фантазера) и сносные спецэффекты, фильм вызывает в первую очередь недоумение. Которое только усиливается, если вспомнить интервью, которые Файзиев раздавал до выхода картины в прокат.
Вот, например, режиссер говорил, что "Август. Восьмого" - это "женское кино для настоящих мужчин", при съемках которого он попытался найти "правильный баланс между драмой и экшеном". На практике же драма почти полностью отсутствует. Сюжета в фильме — минут на 15, а общий хронометраж при этом — два часа. Большая часть хронометража — это совсем не драма, а демонстрация пиротехники и компьютерной графики. Возможно, военные действия действительно показаны реалистично (большая часть зрителей эту достоверность все равно оценить не сможет), но драмой тут и не пахнет.
Файзиев говорил, что в войне в Осетии для него "нет никаких непонятностей". Что ж, свою точку зрения он в картине изложил достаточно четко. Агрессором выступила Грузия, президента России (которого в фильме играет Владимир Вдовиченков) в буквальном смысле вынудили нанести ответный удар. По словам Файзиева, он провел детство в Осетии, и к осетинам, несомненно испытывает теплые чувства — это заметно и по картине. Вот только грузины в ленте почти полностью отсутствуют. Чтобы создавалась хоть какая-то иллюзия объективности, ближе к финалу в кадре ненадолго появляется вроде бы положительный грузинский солдат — он подвозит Ксению и Тему на джипе к месту дислокации российских вооруженных сил. Справедливости ради стоит отметить, что Ксения до встречи с ним сама вела машину, так что мотивы грузина не вполне очевидны — то ли он действительно намеревался помочь героине, то ли просто хотел джип подрезать.

Кадр из фильма "Август. Восьмого"
Lenta.ru
Файзиев, наконец, говорил, что в фильме имеется хэппи-энд. Финал картины полностью раскрывать не хочется, но, скажем так, и это заявление режиссера кажется весьма сомнительным. Начать с того, что где-то в первой трети фильма на глазах у Темы грузинский танк в упор стреляет в теминых папу, бабушку и дедушку. Ребенок пребывает в шоковом состоянии всего сутки. Уже через 24 часа он смеется и радостно сообщает маме, что Леха (военнослужащий, который помог Ксении освоиться в Осетии) - "крутой". Файзиев предупреждал, что в фильме есть некоторые допущения, и киногерои оправляются после травм и стрессов гораздо быстрее, чем это свойственно живым людям. Но аннигилировать на глазах ребенка трех близких родственников (кстати, обрубив тем самым интересную драматическую ветку) и при этом говорить о каком-то там хэппи-энде — это, извините, немного перебор.
В Осетии, кстати, сногсшибательная природа. Там виды такие, что фильм "Август. Восьмого" мог бы получиться зрелищным и без всяких спецэффектов. Лучшая сцена фильма — это, пожалуй, та, в которой Ксения вместе с местными жителями едет в автобусе по горной дороге, и попутчики героини вдруг затягивают песню. Файзиев Осетию, кажется, действительно любит. Жаль только, что эту любовь не всегда можно разглядеть за взрывами и компьютерными роботами.