Новости партнеров

Ночь "Артиста"

Ленты Хазанавичуса и Скорсезе получили по пять "Оскаров"

26 февраля в Лос-Анджелесе вновь были розданы "Оскары". Американская киноакадемия в этот раз, похоже, решила удивить публику полным отсутствием сюрпризов. Триумфаторами церемонии стали "Артист" Мишеля Хазанавичуса и "Хранитель времени" Мартина Скорсезе. Оба эти фильма были представлены в наибольшем числе номинаций и рассматривались критиками и зрителями в качестве основных претендентов на награду.

И "Хранитель времени", и "Артист" - это фильмы об истории кинематографа. Но в обоих случаях эта история изложена не в форме статьи из учебника, а довольно изобретательно и эмоционально. "Артист" - фильм о звезде немого кино Джордже Валентине, карьера которого рушится, когда в 1920-х годах на смену немым лентам приходят звуковые картины. Работа Хазанавичуса стилизована под комедии и мелодрамы того периода. "Артист" - черно-белый фильм, лишенный диалогов. "Хранитель времени" - история жизни Жоржа Мельеса, кинематографиста конца XIX - начала XX века, изобретателя спецэффектов. Однако в фильме Скорсезе биография Мельеса подается чуть ли не в форме сказки. Это объясняется тем, что жизнь кинематографиста становится объектом исследования 12-летнего сироты Хьюго, живущего на парижском вокзале. Дети, как известно, склонны находить чудеса в самых прозаических историях, чего уж говорить о биографии такого незаурядного человека, как Мельес.

Работа Хазанавичуса претендовала на 10 "Оскаров", лента Скорсезе - на 11. Обе картины были представлены в нескольких ключевых номинациях, включая "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". Примечательно, что победу в главных категориях прочили прежде всего "Артисту". Но при этом никому и в голову не приходило усомниться в том, что "Хранитель времени" - лента крайне профессиональная с технической точки зрения. (Скорсезе впервые за свою карьеру снял фильм в 3D, но создается ощущение, что режиссер работает с этим форматом не первый десяток лет.) "Оскары" в результате распределились соответствующим образом.

"Хранителю времени" достались только награды в технических номинациях. Киноакадемия отметила ленту за спецэффекты и работу оператора и художника-постановщика, а также дала фильму Скорсезе сразу две премии за звук. Если вдуматься, в этом есть определенная ирония. Фильм о прадеде современных спецэффектов удостоился главной современной кинематографической награды за спецэффекты.

В то же время "Артист" стал в полном смысле триумфатором состоявшейся в Лос-Анджелесе церемонии. Саму ленту назвали лучшим фильмом, Хазанавичус стал лучшим режиссером, а Жан Дюжарден, сыгравший главного героя картины, - лучшим актером. Кроме того, "Артисту" достались награды за саундтрек и костюмы. Другими словами, Киноакадемия признала, что "Хранитель времени" - фильм совершенный с технической точки зрения, но настоящим художественным высказыванием сочла именно картину Хазанавичуса.

Еще одной картиной, которой досталось больше одного "Оскара", стала работа Филлиды Ллойд "Железная леди". Можно сказать, что фильм наградили за точное (по крайней мере, с точки зрения киноакадемиков) воссоздание образа Маргарет Тэтчер. Лента о бывшем премьере Великобритании получила премии в номинациях "Лучший грим" и "Лучшая актриса". Для сыгравшей Тэтчер Мэрил Стрип эта награда стала всего лишь третьим "Оскаром" за всю ее многолетнюю карьеру. Кстати, публика, собравшаяся в зале, встречала поднявшуюся на сцену за "Оскаром" Стрип теплее любого другого лауреата. Получая награду, актриса не на шутку расчувствовалась, и в результате ее выступление стало самой запоминающейся и трогательной речью мероприятия.

Среди других лауреатов, удостоившихся наград в важных номинациях, - Октавия Спенсер (за роль второго плана в ленте "Прислуга") и Кристофер Пламмер (также за роль второго плана в картине "Начинающие"). Лучшим адаптированным сценарием признали сюжет фильма "Потомки", над которым работали сразу три человека - Александр Пэйн, Нат Факсон и Джим Рэш. И это не считая писательницы Кауи Харт Хеммингз, автора книги, на которой основана лента.

Премию за лучший оригинальный сценарий получил фильм "Полночь в Париже" Вуди Аллена. Аллен работал над картиной и как постановщик, и как сценарист. В принципе, и это решение Американской киноакадемии сложно назвать неожиданным - скорее уж оно кажется не вполне обоснованным. Многие воспринимают "Полночь в Париже" как проходной фильм Аллена - не плохой или хороший, а нормальный. Такая характеристика полностью подходит и к сценарию картины. В нем нет ни искрометных диалогов, ни сногсшибательных сюжетных поворотов. Сам сценарий есть, и на том спасибо.

Между тем, в списке претендентов на "Оскар" в номинации "Лучший оригинальный сценарий" упоминался как минимум один более или менее неожиданный фильм. Речь идет об иранской ленте "Развод Надера и Симин" Асгара Фархади. Дело в том, что ленты на иностранном (то есть не английском) языке обычно выдвигаются на "Оскар" только в соответствующей номинации. И, кстати, фильм "Развод Надера и Симин" награды в ней удостоился. А вот в номинацию "Лучший сценарий" картины на иностранном языке попадают крайне редко. Работа Фархади стала счастливым исключением, однако в результате Киноакадемия предпочла тяжелой семейной драме из Ирана легкую ленту Вуди Аллена.

И, наконец, несколько слов о главных лузерах церемонии. Фильмы "Человек, который изменил все" Беннетта Миллера и "Боевой конь" Стивена Спилберга претендовали на шесть наград каждый, но не получили в результате ни одного "Оскара". Равнодушие киноакадемиков по отношению к ленте Спилберга более или менее объяснимо. Создается ощущение, что "Боевого коня" вообще выдвинули на "Оскары" из уважения к режиссеру. А вот картину Миллера, пожалуй, проигнорировали незаслуженно. "Человек, который изменил все" - основанная на реальных событиях лента, рассказывающая о талантливом менеджере бейсбольной команды. Благодаря удачному сценарию и великолепной актерской игре фильм пришелся по вкусу как критикам, так и зрителям, причем даже тем, которые бейсболом никогда не интересовались.

Кроме того, ни одного "Оскара" не досталось претендовавшему на три награды "Древу жизни" Терренса Малика. Три номинации - это вроде бы не так и много, о провале не стоило бы говорить, если бы не одно но. Малик, снявший за свою 40-летнюю карьеру всего пять полнометражных фильмов, считается настоящим американским достоянием, режиссером, способным показать всему миру, что в США способны снимать не только киножвачку. Величие Малика признают и за рубежом - в частности, в мае 2011 года лента "Древо жизни" удостоилась "Золотой пальмовой ветви" на кинофестивале в Каннах. Однако Киноакадемия решила фильм призами не отмечать. Видимо, посчитала, что достояние достоянием, а "Оскары" лучше выдавать более доступным фильмам.