Красная линия Лукашенко Европейские послы покидают Белоруссию

Очередное расширение санкций ЕС против Белоруссии, под действие которых попали еще 20 местных чиновников, неожиданно привело к дипломатическому скандалу. Минск выслал двух европейских послов и вернул из Брюсселя и Польши своих представителей. В итоге, республику решили покинуть дипломаты всех 27 стран сообщества.

Чуть более недели назад президент Александр Лукашенко, принимая верительные грамоты у зарубежных послов, заявил буквально следующее: "Эти санкции, которыми вы, европейцы, размахиваете перед нашим носом, вы поймите - мы пока терпим. Но если только вы переступите красную линию, мы ответим очень жестко". Эксперты тогда разошлись во мнении, о какой "красной линии" говорил президент. Некоторые считали, что за агрессивной риторикой Лукашенко ничего не стоит и европейцы вряд ли когда-либо дойдут до этой "линии", не говоря уже о том, чтобы ее переступить. Были и те, кто утверждал: чтобы спровоцировать гнев президента, ЕС необходимо как минимум отказаться от импорта белорусских нефтепродуктов и нефти (Минск значительно активизировал продажи сырья Европе после того, как получил возможность беспошлинно закупать нефть у России). Впрочем, сторонников у этой версии было немного, учитывая действующее эмбарго на поставку в ЕС нефти из Ирана и Сирии.

Еще одна версия по поводу того, о чем Лукашенко предупредил послов, касалась так называемого "бизнес-списка" - перечня белорусских предпринимателей и предприятий, близких к нынешним властям республики, которых европейцы хотят подвергнуть санкциям. Впервые о нем заговорили в июне прошлого года, когда в поле зрения Совета ЕС попал экономический советник президента Владимир Пефтиев. Санкции ввели против него, а также принадлежащих ему компаний "Белтехэкспорт", "Белтелеком" и "Спорт-Пари". Де факто, до настоящего времени ограничительные меры не сильно осложняли жизнь бизнесмена (если осложняли вообще), о чем свидетельствует, например, недавняя инициатива мальтийского министерства иностранных дел. Ведомство пригрозило уголовной ответственностью тем, кто не соблюдает санкции против Минска, в частности, тем, кто сотрудничает с Пефтиевым (белорусский бизнесмен в настоящее время является торговым директором зарегистрированной на Мальте компании "Samuel International").

В конце февраля 2012 года в СМИ появилась информация о том, что в "бизнес-список", состоявший на тот момент из одного человека, может попасть еще один крупный белорусский предприниматель - Юрий Чиж, владеющий футбольным клубом "Динамо-Минск", а также возглавляющий группу компаний "Трайпл" (она занимается импортом и переработкой нефти). Как утверждают журналисты, бизнесмен избежал санкций ЕС только благодаря Словении. Чиж подписал контракт на 100 миллионов евро со словенской строительной компанией "Riko" на сооружение отеля "Кемпински" в центре Минска.

"Надеюсь, что будущие его постояльцы будут знать и помнить, как долго многим белорусским политзаключенным приходится томиться за решеткой, чтобы они могли наслаждаться пребыванием в этой гостинице", - так в эфире польского радио прокомментировал эту ситуацию глава МИД Польши Радослав Сикорский.

Однако что в итоге вывело из себя Лукашенко, так и осталось загадкой, потому что эмбарго на закупку нефти никто не вводил и "бизнес-список" не трогал. 28 февраля Совет ЕС лишь расширил другой, куда менее чувствительный "черный список": к перечню из 200 белорусских чиновников, которым был запрещен въезд в страны Евросоюза, добавилась еще 21 фамилия. Под санкции, в частности, попали начальник минской милиции Александр Барсуков, председатель минского городского суда Владимир Путило и девятнадцать районных судей.

Ответ Белоруссии оказался неожиданным и, как принято говорить, "асимметричным". Минск отозвал своих представителей из Брюсселя и Польши и отправил на родину двух высокопоставленных европейских дипломатов. Евросоюз в долгу не остался - все 27 стран сообщества решили отозвать из республики своих послов для консультаций. Белорусский МИД назвал этот путь "тупиковым" и обвинил европейцев в эскалации конфликта.

Повод для столь бурной реакции действительно кажется формальным, ведь Евросоюз, крайне озабоченный борьбой за права человека, вводит санкции и временно приостанавливает их действие в отношении Белоруссии на протяжении последних пятнадцати лет. Официальный Минск регулярно называл визовые ограничения политическим давлением, но столь болезненно на них никогда не реагировал.

Видимо, все дело в том, что Евросоюз не оставляет попыток надавить на белорусский "придворный" бизнес. В частности, 28 февраля верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, выступая на пресс-конференции в Брюсселе, подчеркнула, что в марте Совет ЕС снова вернется к рассмотрению вопроса о санкциях в отношении "бенефициаров режима Лукашенко".

Серьезных последствий белорусским властям в связи с дипломатическим конфликтом ждать вряд ли стоит. Брюссель и Минск давно ведут информационную войну и при этом неплохо зарабатывают на взаимной торговле (в минувшем году белорусский экспорт в страны Евросоюза вырос более чем в два раза - до 15,7 миллиарда долларов). Немецкий политолог Александр Рар полагает, что отношения между Белоруссией и ЕС останутся на прежнем "сдержанном уровне", в противном случае Европа сама подтолкнет Минск "в объятия Москвы".

Многие эксперты обратили внимание на то, что "белорусско-европейская война" была развязана за несколько дней до президентских выборов в России. Политолог Александр Класковский в связи с этим предположил, что Лукашенко неверно понял суть президентской кампании Владимира Путина, который обильно использует антизападную риторику.

"Белорусский "союзник" решился пойти дальше и "жжет мосты", - полагает Класковский.

Российские лидеры пока осторожно комментируют конфликт ЕС и Минска. Перед встречей министров в Брюсселе, 24 февраля, Александр Лукашенко и президент РФ Дмитрий Медведев выступили с совместным заявлением о недопустимости экономического давления Запада на Белоруссию. 29 февраля премьер Владимир Путин назвал санкции Евросоюза в отношении Минска "бессмысленными".

Впрочем, от санкций Брюсселя действительно могут пострадать конкретные люди. По данным местных СМИ, официальный Минск сейчас рассматривает возможность ограничить выезд из страны для лиц, которые призывали к введению санкций против республики. В этом списке якобы уже значатся свыше ста человек, включая бывшего председателя Верховного совета Белоруссии Станислава Шушкевича, главу конгресса демократических профсоюзов Александра Ярошука и председателя Белорусской ассоциации журналистов Жанну Литвину.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше