Последние режиссерские работы Люка Бессона были ориентированы, скажем так, на не вполне взрослую аудиторию. В период с 2006 по 2010 год французский кинематографист поставил три детских фильма об Артуре и минипутах и основанную на комиксах ленту об искательнице приключений Адель. Новая картина Бессона базируется на материале посерьезней. На этот раз Люк взялся за биографию Аун Сан Су Чжи, лидера бирманской демократической оппозиции. Картина получила название "Леди". В российский прокат она выходит 28 июня. Кроме того, фильм чуть раньше демонстрировался на ММКФ в рамках программы "Вокруг света".
Если пересказывать сюжет нового фильма Бессона, получится текст, похожий на статью из энциклопедии. Отец Су Чжи был политиком, ратовавшим за свободу Бирмы. В 1947 году его убили политические соперники. Девочке тогда было всего два года. Бессон, впрочем, решил не углубляться в детали: сразу после вышеописанных событий зрителей отправляют на четыре десятилетия вперед, в конец 1980-х. Су Чжи живет в Оксфорде с мужем (востоковедом Майклом Арисом) и двумя детьми. Из Бирмы приходит сообщение о том, что здоровье матери героини пошатнулось. Су Чжи отправляется на родину, чтобы ухаживать за матерью.
Именно в 1988 году в Бирме установился режим военной хунты. Насмотревшись на то, как солдаты генерала Тан Шве расправляются со студентами-оппозиционерами, Су Чжи решила остаться в стране и после смерти матери - и даже возглавила Национальную лигу за демократию, главную бирманскую оппозиционную партию. Далее последовали поездки по стране в качестве генерального секретаря НЛД, многолетний домашний арест (точнее даже несколько арестов), крайне редкие встречи с мужем и детьми, не признанная действующей властью победа на парламентский выборах и Нобелевская премия мира, за которой Су Чжи приехать не смогла.
В фильме "Леди" Бессон попытался скрупулезно воспроизвести реальность, окружавшую Су Чжи. Декорации строились на основе сотен архивных фотографий. Принять участие в съемках пригласили людей, бывавших на выступлениях настоящей Аун Сан Су Чжи. Приглашенная на главную роль актриса Мишель Йео отсмотрела десятки часов документальных видеоматериалов, позанималась с преподавателем бирманского языка и даже, говорят, сбросила вес, чтобы стать похожей на лидера НЛД. Если поискать в Google фотографии мужа и сыновей Су Чжи, можно выяснить, что у персонажей из картины Бессона даже прически примерно такие же, как у их прототипов. То есть понятно, что "Леди" - это художественное произведение, а не документальный фильм, но с аутентичностью в данном случае все вроде бы более-менее в порядке.
Правда, Бессон при этом утверждает, что его новая картина - это история великой любви, а вот это уже не совсем честно. Для описания любви, хоть великой, хоть рядовой, требуется все-таки побольше эмоций. Бессон же большую часть хронометража фильма выдерживает ровную интонацию, с которой вполне можно было бы зачитать энциклопедическую справку. Оксфорд серый, Бирма яркая, но опасная, Су Чжи - героическая женщина. Собственно, все.
Ближе к концу Бессон начинает давить на жалость, и нельзя сказать, что от этого становится лучше. Майкл Арис умирает от рака (о том, что супруг героини тяжело болен, зрителям сообщают в самом начале картины). Су Чжи вынуждена выбирать между любимым мужем и продолжением борьбы за свободу Бирмы. Она осознает, что если покинет страну, вернуться ей уже не позволят. За кадром истошно воют струнные, призванные создать соответствующее настроение.
Справедливости ради стоит отметить, что Бессон к своей героине явно относится с крайним уважением. Может, правильнее было бы вообще сказать, что режиссер восторгается Су Чжи. В связи с этим вдвойне странно, что все свои эмоции он не может донести до зрителя.
По крайней мере, уважением к Аун Сан Су Чжи после просмотра фильма "Леди" тоже проникаешься. Если уж говорить о достоинствах картины Бессона, нужно отметить игру Йео - и при этом понятно, что в жизни лидер НЛД все равно является человеком куда более интересным, сложным и ярким, чем экранный персонаж. Возникает желание прочитать как минимум статью в "Википедии", а то и какую-нибудь серьезную биографическую книгу о Су Чжи. Если предположить, что Бессон всего лишь хотел заставить зрителя читать дополнительные материалы, приходится признать, что своей цели режиссер, конечно, достиг.