Хакер Хелл, во второй раз взломавший почту Алексея Навального, опубликовал его переписку с кировским губернатором Никитой Белых. Из переписки якобы следует, что Навальный и Белых воровали бюджетные средства региона. Сами фигуранты переписки утверждают, что в ней идет речь о "неурегулированных финансовых отношениях", которые имели место до заступления Белых на пост губернатора. Взлом почты - лишь один из фронтов атаки на Навального. Есть еще "болотное дело", проверка "Роспила" и дело о банкротстве "Кировлеса".
"Я его уважаю за то, что он делает, но, мне кажется, они его посадят", - говорил в 2011 году журналу New Yorker высокопоставленный сотрудник одной из компаний, деятельность которой расследовал Алексей Навальный. Статья, где приводилась эта цитата, вышла в апреле. Тогда вряд ли кто-то догадывался, что спустя девять месяцев на улицы Москвы выйдут десятки тысяч человек, но вот то, что Навальный станет одним из лидеров протеста, было ясно. "Он прирожденный политик, - говорила про него Мария Липман из Центра Карнеги. - Если бы в России была нормальная политика, то он бы сделал прекрасную карьеру".
Но Навальному и так грех жаловаться: согласно результатам последнего опроса ВЦИОМа, своим лидером его признают 46 процентов участников акций протеста (исследование проводилось на шествии 12 июня). По этому показателю он обогнал всех сколь-нибудь заметных оппозиционеров, включая Григория Явлинского, за которого в последнее время было принято голосовать только потому, что больше не за кого.
Навальный - и в самом деле лидер. У него есть харизма, хорошее (пусть и несколько специфическое) чувство юмора, страсть. Буквально за год он придумал сразу несколько запомнившихся слоганов и присказок: прозвище "партия жуликов и воров" приклеилось к "Единой России" намертво, фразу "Да или нет?" на митингах теперь кричат все подряд и так далее. Сейчас он главная звезда протеста, что позволяет ему быть слегка надменным в общении с журналистами в твиттере.
"Вне всяких сомнений, я стремлюсь к власти". Навальный этого не скрывает, и это тоже большой плюс. Остальные оппозиционеры почему-то всегда стесняются в этом признаться. Например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который, как ни крути, возглавляет вторую по популярности партию в стране, ни к какой власти явно не стремится. И, по расхожему мнению, даже боится ее.
В России принято приходить в политику насовсем. Наверняка сходу никто не скажет, где работают, к примеру, Илья Яшин или Сергей Удальцов. К Навальному тоже были похожие претензии (вспомнить хоть пост в ЖЖ про его "Инфинити", который несколько дней провисел в топе). Но в итоге выяснилось, что ему готовы платить за одно только имя - как в случае с бывшим топ-менеджером "ЮКОСа" Павлом Ивлевым, а во-вторых, расследование "Ведомостей" показало, что Навальный зарабатывает достаточно. Таким образом, в сознании большинства его читателей и активистов Навальный - не "профессиональный оппозиционер", как Удальцов и Яшин, а скорее оппозиционер-бизнесмен, что вызывает куда больше уважения.
Четыре фронта
Забот у Навального, нужно сказать, тоже больше, чем у обычного оппозиционера. На интернет-кошелек антикоррупционного проекта "Роспил" пользователи интернета в рекордные сроки отправили миллионы рублей. Однако не все в это верят. Депутат Госдумы от "Единой России" Илья Костунов считает, что деньги перечисляли не обычные люди, а таинственные зарубежные организации. В "Яндексе", где расположен кошелек, это сразу же опровергли, однако Росфинмониторинг пока проверяет все переводы на кошелек "Роспила". Эту проверку условно можно назвать первым фронтом атаки на Навального.
Второй фронт - "болотное дело". 11, 12, 13 июня в квартире Навального и в офисе "Роспила" прошли обыски, в ходе которых у него забрали все компьютеры. Обыск, как и у многих других оппозиционеров, проводился в рамках расследования дела о беспорядках на Болотной площади, где 6 мая произошли столкновения с полицией.
Как уверяют некоторые фигуранты этого дела (как арестованные обвиняемые, так и свидетели) больше всего на допросах следователей интересует именно фигура Алексея Навального. Как заявил адвокат одного из арестованных Артема Савелова Фарит Муртазин, его подзащитного просили признаться в том, что он "выполнял указания-призывы Навального в погромах". С аналогичными просьбами обращались и к нескольким другим фигурантам. Кроме того, летом следователи внезапно заинтересовались выступлениями Навального на декабрьских митингах. Стали искать в них признаки экстремизма и вызывать на допросы организаторов.
Фронт номер три - взлом почты. В ночь на 26 июня Хелл во второй раз взломал почту Навального и потом почти весь день резвился в его твиттере. В электронном ящике, как утверждает Хелл, нашлась переписка с губернатором Кировской области Никитой Белых, из которой якобы следует то, что Белых с Навальным воровали деньги из бюджета региона. Сами они утверждают, что в письмах идет речь об их личных делах, которые они вели еще до того, как Белых заступил на пост губернатора.

Никита Белых. Фото РИА Новости, Валерий Левитин
Lenta.ru
При этом они не оспаривают подлинности писем, хотя проверить по цифровой подписи можно только входящую корреспонденцию. Ящик nikita.belyh@gmail.com никогда ранее не упоминался, даже в письмах, которые были добыты из почты Навального при предыдущем взломе. В тех письмах фигурировали другие адреса Белых. Кроме того, нынешние письма датированы ноябрем-декабрем 2010 года. По идее Хелл должен был их заполучить еще в августе 2011 года, когда он, по его собственным словам, взломал почту Навального в первый раз. Однако в опубликованном осенью архиве этих писем не было.
По мнению Навального, его почта была взломана при помощи компьютеров, которые изъяли у него следователи. В СК РФ это отрицают. Тем временем сенатор Руслан Гаттаров попросил Генпрокуратуру проверить переписку Навального и Белых. Сам Навальный отнесся к этому спокойно. По его словам, в письмах нет ничего противозаконного: "Превратите свои посты в формальные заявления, я же так делаю.
Наверное, ни у кого нет сомнений в том, что уж меня-то следствие точно не будет выгораживать". С другой стороны, вполне вероятно, что публикация переписки преследует своей целью скомпрометировать не Навального, а Белых.
Четвертый фронт атаки на популярного борца с коррупцией - так называемое "лесное дело". По версии следователей, в 2009 году борец с коррупцией, представившись помощником Никиты Белых, вынудил предприятие "Кировлес" заключить невыгодный для организации контракт. В связи с этим следствие завело дело по статье 165 УК РФ ("Причинение имущественного ущерба путем обмана"). Несколько раз дело закрывалось. Однако в конце мая 2012 года, как раз когда начались аресты по событиями на Болотной, расследование было возобновлено по решению "руководства СК РФ".
На этом фоне весьма неожиданно выглядело избрание Алексея Навального в совет директоров "Аэрофлота", больше половины акций которого принадлежит государству. Впрочем, это, конечно, не так удивительно, как если бы он оказался за одним столом с Игорем Сечиным в "Роснефти" (75 процентов акций у государства). В совет директоров Навального выбрали голосами крупнейшего миноритарного акционера "Аэрофлота" - Национального резервного банка Александра Лебедева, к которому присоединились несколько других акционеров. Государство за Навального не голосовало.
Трудно спорить: есть все-таки нечто необычное в том, что человек, который подозревается в совершении уголовного преступления, проходит свидетелем по делу о беспорядках, которого постоянно пытаются уличить в каких-то темных делах, который, наконец, доставил немало боли целому ряду госкомпаний, оказывается в совете директоров "Аэрофлота". Впрочем, больше это похоже на простое совпадение. Вряд ли работа в совете директоров будет сильно отвлекать Навального от любимого дела: на то, чтобы "тыкать острой палкой" в чиновников, времени у него хватит.