Два крупных скандала произошли в полицейском ведомстве Башкирии. Пресс-служба республиканского МВД обвинила сотрудников ФСБ в избиении борца с оргпреступностью в ранге майора, заподозренного в вымогательстве. А вскоре был отстранен от должности замминистра МВД Александр Овчинников, возглавляющий полицию Башкирии. На него завели дело о получении взятки.
Первый скандал связан с азербайджанской диаспорой. 2 июля пресс-служба башкирского управления ФСБ распространила информацию о ликвидации ОПГ, которая занималась вымогательством у частных предпринимателей. Жертвами преступников становились бизнесмены азербайджанского происхождения, а во главе группировки также стояли уроженцы этой страны.
В ФСБ утверждали, что против коммерсантов фабриковали уголовные дела, а затем у них вымогали деньги за их прекращение. При этом отмечалось, что преступники использовали коррупционные связи в МВД республики.
Предполагаемых участников группировки задержали, по версии ФСБ, в одном из офисов Уфы, когда они требовали от очередной жертвы три миллиона рублей. В руках оперативников оказались 41-летний Айяр Бабиров и 34-летний Азер Мамедов. Первый является заслуженным строителем Башкирии и носил с собой травматический пистолет и удостоверение помощника депутата местного парламента (Курултая) от "Единой России" Венеры Шарафутдиновой. Второй фигурант работает в угрозыске, в отделе по расследованию преступлений, совершенных организованными группами.
Материалы, собранные ФСБ, как уверяют в этом ведомстве, были переданы в региональное управление СК РФ, которое возбудило дело по статьям "мошенничество" и "вымогательство с причинением тяжкого вреда здоровью". В СК же отметили, как сообщало издание "Уфа1.ру", что уголовное дело возбуждено против неустановленных лиц, а Мамедов и Бабиров проходят по нему как свидетели.
В сообщении ФСБ дата проведения операции не указывалась. Также ничего не говорилось о мерах пресечения, принятых к задержанным. Спустя сутки, 3 июля, МВД республики распространило пресс-релиз, из которого следовало, что майора Мамедова в ФСБ жестоко пытали, в результате чего он угодил в больницу.
Пресс-служба МВД уточняла, что полицейский был госпитализирован в тяжелом состоянии "со следующими телесными повреждениями: ушиб головного мозга, переломы переносицы и височной кости, перелом ягодичной кости, множественные ушибы рук, ягодиц, паха". По данным коллег пострадавшего, эти травмы были им получены при задержании и доставлении в управление ФСБ, а наносили их неустановленные сотрудники. При этом отмечалось, что руководству МВД Башкирии неизвестно о причастности Мамедова к нарушениям закона.
Кроме того, выяснилось, что допрос с пристрастием проходил еще 26 июня. В полиции отметили, что родители Мамедова пожаловались на избиение в СК, прокуратуру и МВД и заинтересованные ведомства начали проверять поступившую информацию. Со своей стороны в СК заявили, что у них нет никаких материалов по избиению Мамедова, а потому никаких доследственных действий не проводится.
Адвокат полицейского Мурад Асадуллин рассказал изданию ProUfu.ru, что его клиента допрашивали в ФСБ шесть часов, а потом передали следователям СК, и на "скорой" в больницу он был доставлен уже из этого ведомства. Со слов потерпевшего, его задержали во время встречи с Бабировым, которую он проводил в кафе "Эврен" по служебной необходимости, причем его сковали наручниками и надели ему мешок на голову. К тому же адвокат называет датой задержания 25 июня. При этом Асадуллин добавил, что Мамедов до сих пор лежит в нейрохирургии, но его медицинское освидетельствование еще не проводилось.
"Коммерсанту" избитый полицейский разъяснил, что по долгу службы ведет оперативное сопровождение дела о перестрелке в уфимском кафе "Тет-а-тет", потерпевшими в котором выступает семья Бабировых. Мамедов добавил, что в ходе жесткого задержания пострадал водитель помощника депутата, которому выбили несколько зубов.
Параллельно с конфликтом между МВД и ФСБ в республике развивается и другой скандал. В коррупции был уличен начальник башкирской полиции Александр Овчинников, и министр Михаил Закомалдин оперативно отстранил своего заместителя от работы на время расследования, пообещав уволить, если подозрения подтвердятся.
Уголовное дело о злоупотреблении полномочиями и получении взятки было заведено на замминистра по заявлению неназванного сотрудника республиканского МВД, который пожаловался в ФСБ, что ему приходилось неоднократно делать Овчинникову ценные подарки за общее служебное покровительство. Подробности дела не раскрываются, но, по неофициальным данным, взятки давались и брались за прохождение переаттестации.
По сведениям "Коммерсанта", дело на замминистра возбудили по материалам проверки, проведенной по заявлению командира полка ДПС полковника Ильдуса Яруллина. Весной 2012 года он опубликовал открытое письмо, в котором утверждал, что отремонтировал на свои средства дом Овчинникова и построил ему баню, чтобы тот отказался от идеи расформирования подразделения. Расходы гаишника на ремонт и строительство составили три миллиона рублей.
Через несколько дней после публикации письма Яруллин был уволен, по официальной версии, за нарушение дисциплины и антикоррупционного законодательства. Кроме того, на полковника завели уголовное дело о мошенничестве - о получении по фальшивым документам 70 тысяч рублей. С тех пор, по словам адвоката бывшего гаишника Ильмира Сулейманова, дело с места не сдвинулось. Что касается Овчинникова, то СК, ФСБ и МВД собирались провести проверку изложенных Яруллиным фактов. Однако о ходе расследования больше не сообщалось. Между тем 4 июля на пресс-конференции глава МВД Башкирии уточнил, что дело Овчинникова не связано с Яруллиным.
Возможно, у скандалов, разразившихся в башкирской полиции, есть и другая подоплека. "РБК daily" связывает их со сменой руководства федерального МВД и отставкой двух заместителей министра - Игоря Алешина и Александра Смирного. Они являются выпускниками Омской академии МВД и, как полагает газета, лоббировали назначение на высокопоставленные посты своих однокашников, в том числе и Закомалдина.
Эта версия имеет право на существование в рамках развернутой новым министром Владимиром Колокольцевым борьбы с клановостью. По данным СМИ, он издал распоряжение, по которому руководителям при переходе на новое место службы запрещено забирать с собой больше двух человек из прежней команды. Тем не менее, Закомалдин, специально подчеркнул журналистам, что в связи с последними событиями в отставку не собирается и таких предложений ему не поступало.